Социальные изменения — это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.
С понятием социальной эволюции связывают:
¾ постепенное накопление изменений;
¾ естественно обусловленный характер этих изменений;
¾ органический характер процессов, обусловливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей.
С понятием социальной революции связывают:
¾ относительно быстрые изменения;
¾ субъективно направляемые изменения на основе знания;
¾ неорганический характер этих процессов.
1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий развития, на каждой из которых используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения,
а также разные степени сложности структур общества.
|
|
Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую попытался построить
К. Маркс, опиравшийся в своих размышлениях на концепцию истории Гегеля. Он предложил выделить несколько следующих друг за другом общественно-экономических формаций, причем основанием для этого были уровень развития производительных сил и производственных отношений. В соответствии с этим были описаны первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Другим хрестоматийным примером такого способа рассмотрения социальных, равно как всех остальных, изменений является идея эволюционизма, которая в науке об обществе получила название «социального дарвинизма».
Данный тип объяснения, а точнее, описания и представления социальных процессов имеет глубокие истоки в христианской традиции, в соответствии с которой мир был создан богом и впоследствии — после Страшного суда — прекратит свое существование.
Основным положением подобных подходов к описанию развития общества является утверждение о наличии постепенных глобальных изменений, которые претерпевают все общественные системы. Следовательно, это уникальный вопрос, который не знает исключений. Можно выделить несколько направлений, в которых происходят такие изменения:
— изменение способов накопления и передачи социального опыта:
с этой точки зрения можно различать дописьменные и письменные способы (иногда этот перечень дополняют электронными технологиями);
— изменения способов добычи средств существования: здесь различают общества, обеспечивающие жизнь: а) охотой и собирательством,
б) скотоводством и земледелием, в) промышленным производством,
г) высокими технологиями, которые свойственны так называемому постиндустриальному обществу; термин «постиндустриальное общество» был предложен социологом Д. Беллом;
|
|
— уровень сложности общества.
Сторонниками данного подхода к описанию социальных изменений были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, А. Тоффлер, Д. Белл и др.
Г. Спенсер, Э. Дюркгейм рассматривали развитие общества как постепенный переход от неразвитого состояния, характеризующимся отсутствием значительной дифференциации внутри подсистем, к более сложным дифференцированным системам. В настоящее время крайне популярной среди социологов является концепция индустриального общества. Она предполагает, что к настоящему моменту общество прошло три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (то есть стадию, на которой мы сейчас находимся). Если индустриальное общество характеризуется развитой автоматизацией и механизацией, то
в постиндустриальном обществе наибольшую ценность приобретают информация, интеллект, знание. Авторами этой концепции являются
Р. Арон и У. Ростоу.
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.
В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, времен года, рождение и смерть и т. д.).
Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т. д.
Существует несколько форм циклических процессов:
1) Маятниковые изменения, как это явствует из их названия, аналогичны движению маятника. В качестве примера можно привести спады
и периодический рост производства.
2) При волновых процессах растет и падает количество каких-то фактов или событий на определенный период времени, например, числа технических нововведений. Принципиально важно, что данная модель
не может быть распространена на маятниковые изменения. И действительно, к экономическому росту такую метафору применить трудно.
3) Наконец, в основе спиралевидного процесса лежит принцип «возвращение к старому на новом уровне». Так, например, можно провести аналогию между колониальной политикой европейских стран Нового времени, проявлявшейся в первую очередь в виде завоеваний новых территорий, и современным американским экономическим «колониализмом», который не стремится к политическому господству над другими государствами (по крайней мере непосредственно), но делает их независимыми от американской экономики, совершая инвестирование экономики данного государства, создавая на их территории подразделения своих компаний, и т. д.
Другим ярким проявлением циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, от возникновения через расцвет к распаду. В качестве основы при осмыслении социокультурных процессов эту идею использовали ученые Д. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.
3. Нелинейная схема представлений социальных изменений возникла
в результате критики линейной схемы. Сторонники нелинейного подхода обратили внимание на тот факт, что общество не является совершенно закрытой системой, поскольку взаимодействует со средой (это не стоит путать с разграничением открытых и закрытых обществ). Линейная же схема предполагает, что общество развивается как замкнутая в себе сущность, не имеющая таких связей с окружающей средой, которые могли бы повлиять на ее развитие.
|
|
Кроме того, из социальных изменений исключается такая важная характеристика, как их возможная случайность. Существование любой системы представляет собой чередование состояний и равновесия неравновесия; из последних система стремится выйти как можно быстрее, для чего разрабатываются специальные процедуры. Однако история знает множество случаев, когда социальная система была не в состоянии восстановить равновесие при помощи обычных способов. В такие моменты возникает состояние выбора между несколькими различными вариантами, которые не укладываются в рамки предыдущего поведения системы, т. е. не могут быть предсказаны с точки зрения ее более раннего поведения. Следовательно, процесс социального изменения не всегда логичен
и далеко не всегда может быть объяснен при помощи причинно-следственных отношений.
Социальная стабильность — это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности. Таким образом, социальное изменение само по себе
не противоречит социальной стабильности и, напротив, приводя в соответствие неравномерно изменяющиеся общественные структуры, способствует стабильности общества. Однако если изменения углубляются
и остаются при этом вне контроля и регулирования со стороны социальных субъектов, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности.
Сами по себе социальные изменения не происходят. Их осуществляют люди. Перемены происходят в результате их осознанной или неосознанной деятельности. Поэтому движущей силой социальногоизменения является деятельность всех его участников.
Социальный субъект — это активная деятельная сила, сознательно преобразующая социальную реальность и заинтересованная в социальном изменении. Социальными субъектами могут выступать социальные группы, классы, общности, нации, партии и т. д.