Структура духовной жизни общества
духовные потребности
| духовная деятельность
(духовное производство)
| духовные ценности
(блага)
|
объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности
| производство сознания в особой форме, осуществляемое специализированными группами, занятыми квалифицированным трудом
| - идеи, теории, духовные ценности;
- духовные общественные связи;
- сам человек как существо духовное
|
Социализация личности
| Цель: воспроизводство общественного сознания в его целостности
(наука, искусство, религия)
| Особенности:
- продукт: реальные образования;
- всеобщий характер потребления
|
Основные формы
|
Элитарная
| Народная
| Массовая
|
создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами
| создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
| концертная, эстрадная музыка, поп-культура, китч без различения классов, наций…
|
Разновидности культуры
|
Субкультура
| Контркультура
|
часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе:
· женская
· детская
· молодежная
профессиональные:
· научное сообщество
· современный бизнес и др.
досуговые:
· по предпочитаемым занятиям в свободное время
религиозные
этнические
криминальные
| -оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре:
· панки;
· битники;
· хиппи;
· левые радикалы;
· андеграунд…
|
| | | |
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
| Негативное
|
· утверждает простые и понятные представления о мире людей, взаимоотношениях, образе жизни;
· позволяет лучше ориентироваться в современном мире;
· её произведения обращены непосредственно у читателю, слушателям, зрителю;
· учитывают запросы, потребности многих людей;
· отличительная черта – демократичность;
· имеет свои вершины (высокое искусство): литературные, музыкальные, кинематографические и т.д.
| · снижает общую планку духовной культуры общества, т.к.потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;
· ведет к стандартизации образа жизни, образа мыслей миллионов людей;
· рассчитана на пассивное потребление;
· насаждает мифы в сознании людей (миф простого парня, миф Золушки);
· формирует искусственные потребности через массовую рекламу;
· навязывает представления и предпочтения через современные СМИ
|