Признание гражданина ограниченно дееспсобным

Для ограничения лица в дееспособности необходимо наличие следующих условий:

1. Злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами, либо психотропными веществами;

Злоупотребление – чрезмерное или систематическое употребление в ущерб интересам семьи данного лица.

Не требуется, чтобы лицо было хроническим алкоголиком или наркоманом.

2. Тяжелое материальное положение семьи. Оно может вызываться как уклонением лица от выполнения своих обязанностей перед семьей, так и затратами семьи на его содержание. Тот факт, что другие члены семьи имеют заработок или доход значения не имеет.

3. Причинная связь между злоупотреблением и тяжелым материальным положением.

Лицо признается ограниченно дееспособным с момента вступления в законную силу решения суда Над ним устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Если суд установит, что гражданин не принимает участие в расходах семьи не вследствие злоупотребления, а в связи с отсутствием заработка или дохода по объективным причинам, то он не может быть ограничен в дееспособности.

12. Признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: условия, порядок и последствия.

Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его. Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц – с первого января следующего года. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из указанного имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь и другие установленные законом последствия: например, брак с безвестно отсутствующим может быть расторгнут в упрощенном порядке. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет свое решение. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, во время лесного пожара) или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (скажем, от взрыва самолета, среди пассажиров которого числился пропавший), – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо указанный в решении суда день его предполагаемой гибели.

Решение суда об объявлении гражданина умершим основывается не на достоверном факте смерти лица, а на предположении о том, что длительное отсутствие может объясняться только смертью отсутствующего гражданина. В этой связи важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате автомобильной аварии несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после аварии кто-либо из пассажиров транспортного средства не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель при аварии.

Объявление гражданина умершим (юридическая смерть) влечет те же последствия, что и фактическая смерть – регистрацию смерти в органах ЗАГС, прекращение брака, открытие наследства. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет свое решение, на основе чего аннулируется запись о смерти в актовой книге. Гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, перешедшего к нему безвозмездно, т. е. в порядке наследования или дарения. Лицо, приобретшее имущество гражданина, объявленного умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество или его стоимость, только если будет доказана осведомленность этого лица в том, что объявленный умершим гражданин фактически жив.

Отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Например, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, а имущество, перешедшее по наследству, могло и не сохраниться.

13. Опека и попечительство. Патронаж.

Институт опеки и попечительства позволяет восполнить дееспособность граждан полностью или частично не обладающих дееспособностью, но при этом нуждающихся в защите своих прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. При этом опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами. Для диагностики лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении. Сделки от имени гражданина, признанного судом недееспособным, совершает его опекун, однако при отпадении оснований для признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда установленная над ним опека отменяется. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В отличие от опекуна, попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но путем своего одобрения осуществляет контроль за сделками, которые последний не вправе совершать самостоятельно. Также попечитель оказывает содействие подопечному в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей и охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При этом попечитель не является законным представителем подопечного.

Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Государственные полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Являясь представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если расходуемые средства направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получить предварительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно по сделкам, влекущим уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его в наем, залог и т. п.

Опекуны и попечители, а также супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. В случае если подопечный обладает недвижимым или ценным движимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом.

В частности, орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

Опека прекращается:

ü над несовершеннолетними – автоматически по достижению ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством);

ü над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

Попечительство прекращается:

ü над несовершеннолетними – по достижения ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации;

ü над совершеннолетними ограничено дееспособными – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности.

Также опека и попечительство прекращаются в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

Патронаж над дееспособными гражданами. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от установления патронажа над дееспособными гражданами. Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, например, над инвалидом по зрению. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина может быть назначен лишь с согласия самого гражданина. В целях распоряжения имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, попечитель (помощник) заключает с ним договор поручения или доверительного управления. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

14. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц.

Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица.

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности, является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документам. В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане РФ. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

15. Наименование и место нахождения юридических лиц. Органы юридического лица. Правовое положение филиалов и представительств.

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения. Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество. Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации.

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке.

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

ü подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме;

ü решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

ü нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;

ü выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

ü документ об уплате государственной пошлины

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица

Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права. Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников.

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли (" волеобразующие органы ") и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота ("волеизъявляющие", или исполнительные, органы). Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими.

Закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами. При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе фун­кции представительства.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахожде­ния, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представление интересов общества и их защита могут осуществляться различными способами, например, поиском и установлением контактов с потенциальными покупателя­ми, иной деятельностью, направленной на поиск новых кли­ентов, реализацией продукции общества и т.п.

Таким образом, филиалы и представительства представля­ют собой территориально обособленные структурные подраз­деления юридических лиц, предназначенные для расширения сферы деятельности создавших их организаций. Данные под­разделения не выступают юридическими лицами. Деятель­ность филиалов и представительств основывается на положе­ниях о соответствующих подразделениях юридических лиц. Руководители филиалов и подразделений действуют от имени юридического лица по доверенности.

В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства — субъекты налогообложения, кото­рые исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

При возникновении судебных споров иск к обособленно­му подразделению юридического лица предъявляется по ме­сту нахождения этого подразделения. Взыскание произво­дится судом с юридического лица или в пользу него.

Филиалы и представительства в соответствии с действу­ющим законодательством могут создаваться на территориях РФ и других государств.

Юридическое лицо должно в своих учредительных доку­ментах указать наличие соответствующих обособленных подразделений.

При создании или ликвидации филиалов и представи­тельств вносятся соответствующие изменения в учредитель­ные документы. Данные изменения регистрируются в госу­дарственном органе в соответствующем порядке.

16. Создание юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала;

4) договорно-правовой порядок. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера.

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты РФ, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам). Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредительный договор - это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Устав организации не заключается, а утверждается учредителями. К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение. После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено).

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и ФКЗ. В соответствии с Указом Президента РФ таким органом является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Он ведется на бумажных и электронных носителях. Записи в государственный реестр вносятся на основании документов, представленных заявителями. При этом каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения в государственный реестр. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют лишь паспортных данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: а) выписки из государственного реестра; б) копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; в) справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, или по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Для государственной регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган представляются следующие сведения:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка их реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса учредителя – иностранного юридического лица;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: