Бакалавриат 050100.62 – Педагогическое образование
(профиль «История»)
Очно-заочная форма обучения
Выполнение проблемно-аналитического задания
«Проблемы, возникшие из-за раздела колониальным английским правительством Бенгалии в 1905 г. на Западную, (включавшую Бихар и Ориссу) и Восточную (включавшую Ассам)»
Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить с учётом, того, что проблема раздела Бенгалии несёт в себе следующие исторические факты:
- Бенгальская провинция до раздела в 1905 г. включала как Бенгалию, расположенную по нижнему течению Ганга и Брахмапутры и на востоке граничащую с Ассамом, так и Бихар и Ориссу, которые граничат с Бенгалией на западе и юго-западе.
- Население бенгальской провинции насчитывало свыше 78 млн. человек, среди которых бенгальцев было около 41 млн. чел.
- Большинство мусульман проживало в восточной части провинции.
- Огромное количество индусов - среди населения Западной Бенгалии, Бихара и Ориссы.
- 19 июля 1905 г. в городе Симле было опубликовано решение колониальных властей о разделе Бенгалии и создании новой провинции под названием (Восточная Бенгалия и Ассам) с центром в городе Дакка.
- Из 31 млн. населения этой новой провинции бенгальцы составляли 29 млн. Около 2/3 населения новой провинции исповедовало ислам.
- После раздела в старой провинции бенгальцев оставалось 17 млн., и они составляли теперь менее 1/3 ее населения, здесь, как среди бенгальцев, так и среди остального населения - бихарцев и ория подавляющее большинство составляли индусы.
И одновременно с этим, необходимо учесть, какие цели преследовали английские колониальные власти, предприняв в 1905 г. раздел Бенгалии:
|
|
1.Ослабить национальное движение в Бенгалии путем расчленения территории складывающейся бенгальской нации и разжигания религиозной розни между бенгальцами - индусами и мусульманами;
2. Оторвать большую часть собственно Бенгалии от политического центра бенгальского национального движения - Калькутты;
3. Получить в Восточной Бенгалии преобладание реакционных, главным образом помещичьих элементов из мусульман, которым они обещали особые привилегии в новой провинции;
4. Так как бенгальцы достигли относительно высокого уровня экономического развития то:
а) британцы, чтобы ослабить конкуренцию с их стороны, разделили провинцию и с целью подрыва сложившихся экономических связей;
б) при этом англичане знали, что их собственное привилегированное положение в сфере экономики не пострадает.
Задание ориентировано на обобщающий анализ проблематики первого, второго, третьего и четвёртого раздела курса, и также направлено на повторение и переосмысление лекционного материала. В ходе выполнения задания студент должен выполнить следующие задачи:
|
|
- Воспроизвести концепцию модели колониального государства по типу английского управления, представленную в лекционном курсе.
- Применить эту концепцию в отношении последовательности решаемых задач колониальной английской администрацией в Индии на протяжении второй половины XIX начала ХХ вв.
- Использовать эту концепцию в анализе ситуации непосредственно связанной с идеей англичан о разделе Бенгалии.
- Воспроизвести концепцию господства англичан и подчинения индусов, порождающую столкновение интересов.
- Применить эту концепцию в отношении идей англичан на разжигание конфликтов между нациями, этносами, конфессиями и профессиональными группами индийского населения.
- Использовать эту концепцию в сравнительном анализе англо-саксонской идеи государственного устройства и воображаемой индо-исламской модели в обозримом будущем.
- Высказать свою самостоятельную точку зрения по проблеме, критически оценив слабые и сильные стороны предложенной концепции.
Выполнение данного задания способствует развитию важнейших профессиональных компетенций историка – способность характеризовать модели общественного развития и способность ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке.