В международной практике используется несколько видов договоров о посредничестве, в частности:
· комиссии;
· агентский;
· поручения;
· дистрибьюции;
· диллерства;
· франчайзинга.
Независимо от вида посредника, тексты договоров имеют некоторые идентичные разделы. Любой договор начинается с обозначения сторон, когда указывается их фирменное наименование. Определяется характер взаимоотношений между сторонами: право собственности на товар и право посредника продавать продукцию от своего имени.
Работа посредников на рынках в немалой степени зависит от объема прав, которые предоставит им экспортер. Эти права могут быть:
· неисключительными;
· исключительными;
· преимущественными.
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Понятие и виды франчайзинга
Суть франчайзинга состоит в том, что крупная «родительская фирма» (продавец) предоставляет небольшому частному предприятию (покупателю) исключительное право (франшизу) производить продукцию (и/или услуги) и торговать ею под маркой «родителя» в течение определенного времени, в специально отведенном месте.
|
|
Договор о франчайзинге заключают две стороны:
· франчайзер - крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой;
· франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой.
Франчайзинг, исходя из международной практики и национальной практики отдельных стран, применяется в различных сферах экономики. Различают три основные вида франчайзинга:
· производственный франчайзинг, предусматривающий переработку или производство франчайзи определенного товара под торговой маркой франчайзера. Франчайзер может также передавать франчайзи информацию о маркетинге и обслуживании продукта (этот вид франчайзинга достаточно распространен в сфере общественного питания);
· сервисный франчайзинг, предполагающий передачу франчайзером разработанной системы оказания услуг франчайзи, который под торговой маркой франчайзера оказывает услуги потребителям (этот вид франчайзинга распространен, например, в сфере автомобильного обслуживания);
· сбытовой франчайзинг, в соответствии с которым франчайзи продает на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой (этот вид франчайзинга распространен, например, при продаже автомобильного топлива, косметики).