Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука | |||
Социальный институт со своей структурой и функциями | Отрасль духовного производства | Особая система знании (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов | |
Особая система общественных организаций, учреждении, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | Система научных исследований | Опытно-конструкторские изыскания | |
Основная продукция | |||
Понятия, законы,теории | |||
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя развивается по своим собственным законам.
Наука | |
Общество | Внутренние законы науки |
— Потребности развития общества — Материально-техническая база общества | • Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых) • Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) • Сочетание процессов дифференциации и интеграции • Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации |
Функции современной науки
|
|
Функция | Её содержание |
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.