КоАП РФ определены следующие принципы наложения административного наказания:
1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
• основанием привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного наказания является противоправность деяния (наказание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка);
• противоправные деяния должны правильно квалифицироваться (выявление в деянии лица признаков правонарушения, предусмотренных конкретной правовой нормой, и квалификация этих деяний по соответствующей статье);
• органы (должностные лица) вправе рассматривать лишь те дела, которые им подведомственны; избирать вид и размер наказания в рамках предоставленных полномочий;
• наказания налагаются в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы деяния лица.
2. Принцип целесообразности. Сущностью данного принципа являются:
• индивидуализация наказания (при выборе меры административного наказания учитываются обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, и особенности, характеризующие нарушителя – смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
3. Принцип своевременности, оперативности воздействия. Проявлением данного принципа является установление правовыми нормами сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений (сроки давности).
Принцип оперативности и своевременности воздействия отражен в ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которой:
– постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения;
– за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения;
– в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
– в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
4. Принцип сложения наказаний, налагаемых за совокупность нарушений. Признаками данного принципа являются:
• наличие нескольких самостоятельных составов нарушений (множественность административных правонарушений);
• совершение в одно или разное время нескольких самостоятельных нарушений одним лицом;
• каждое из образующих множественность административных проступков деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем правонарушении.
Существенным критерием классификации множественности административных проступков является время совершения нового нарушения – до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. В соответствии с этим критерием выделяют:
• совокупность административных проступков (совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности);
• рецидив (совершение нового нарушения после привлечения виновного к ответственности за предыдущее).
Принцип наложения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений определен в ст. 4.4 КоАП РФ:
– при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;
– если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.