Понятие | Содержание | Рекомендации по использованию |
Творческая биография автора | История жизни и творчества автора разбираемого произведения | Фактам биографии автора следует уделить внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, имена, названия, даты и т.д. |
История создания произведения | Время, место, история создания, черновые варианты произведения. | Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет ваше восприятие произведения. |
Мировоззрение автора | Система взглядов, их эволюция, в т.ч. гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды. | Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нём следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения. |
Лирика | Род литературы, передающий переживания человека, его мысли и чувства. | Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета. |
Тематика стихотворений | Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика. | Самое употребимое из определений этого ряда – философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество. |
Жанр | Лирическое стихотворение, песня, ода, элегия, послание, дума и др. | О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием. |
Содержание | Тема, идея, проблема, конфликт, пафос | Содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи. |
Форма Композиция | Расположение и соотнесение частей. | Следует следить за развитием поэтической мысли. |
Средства выразительности | Фонетические Семантические Морфологические Синтаксические | Следует рассмотреть, как средства выразительности всех уровней обогащают впечатление об изображаемом явлении, как участвуют в выражении авторского отношения к поднятой проблеме. |
Тропы | Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория | Следует рассмотреть, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому. |
Синтаксические фигуры | Риторический вопрос, обращение, риторическое восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, повтор, антитеза, многосоюзие, бессоюзие | Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности. |
Лирический герой | Условный образ поэта, лирическое «я», художественный «двойник» автора в произведении. | Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. |
Стихотворная речь : размер | Ямб Хорей Амфибрахий Анапест Дактиль | |
рифмы | Смежные (парные) Кольцевые Перекрёстные |
Библиография
|
|
|
|
1. Аверинцев С.С. Филолог. Русский язык: Энциклопедия – М., 1979.
2. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М., 1999
3. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2002.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; еукатеринбург: деловая книга, 2004.
5. Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. - М., 1971.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1980.
7. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М., 1991
8. Долинин К.А. Интерпретация текста - М., 1985.
9. Зарубина Н.Д. текст: лингвистический и методологический аспекты. - М., 1981
10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М., 1972
11. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.
12. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учебное пособие. – Барнаул, 1991.
13. Рогова К.А. О филологическом анализе художественного текста // Художественный текст: Струкура. Язык. Стиль. – СПб, 1993.
14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л, 1990.