Коммерческая тайна, её содержание, обеспечение защиты

Всем известно понятие государственной (военной) тайны. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике, обороне,национальной безопасности. В советский период содержание гос. тайны было оченьрасширено - от здоровья руководителей партии до рецептуры вареной колбасы.

Коммерческая тайна - явление, присущее только рыночной экономике. Не случайно одиниз первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условияхконкурентной борьбы коммерческая тайна - эффективное средство повышенияконкурентоспособности продукции и услуг. Следовательно - коммерческая тайнавозникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие отгосударственной, коммерческая тайна не определена конкретным перечнем, т. к. онавсегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

-учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителя) и

устав;

-документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии)

-документы о платежеспособности;

-информация о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда,

а также о наличие свободных рабочих мест

-справки об уплате налогов, обязательных платежей

-данные о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного

законодательства, несоблюдение безопасных условий труда,

-сведения, необходимые для проверки правильности начислений и уплаты налогов;

Методика отнесения сведений к коммерческой тайне в нашей стране ещё окончательно неразработана, поэтому опираются на опыт зарубежных стран.

Деловая информация:

Финансовые сведения, данные о цене, стоимости, деловые планы, списки клиентов,продавцов. Информация о маркетинге, предложения, организационные схемы, характеристики сотрудников...

Техническая информация:

Научные проекты, конструкторские разработки, заявки на патенты, дизайн, программноеобеспечение...

Хорошая идея ценнее кошелька, набитого золотом, а украсть её легче. Поэтому в современном мире промышленный шпионаж приобретает гигантские размеры.Ежегодно урон американского бизнеса от краж производственных секретов превышает 4млрд. долларов.

Кроме прямого похищения происходит и утечка информации из-за персонала, через линии связи, через которые она передаётся.

Создаётся служба безопасности на предприятиях. В США существует традиция проверять сотрудников, имеющих доступ к тайне, на детектор лжи. Отказ от прохождения влечет за собой увольнение с работы. Практикуется глубокое изучение досье кандидата на работу,проверка его биографических данных за последние 10 лет, исследуются цели поездки зарубеж, исследование финансового положения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: