В целяхэкономии временипридефектации деталейпридерживаются следующегопорядка. Сначала производят внешний осмотр деталейс целью обнаружения повреждений, видимых невооруженным глазом: крупных трещин, пробоин, изломов,задиров, рисок,коррозииит. п. Затем детали проверяютна специальных приспособлениях для обнаружения дефектов, связанныхс нарушением взаимного расположения рабочих поверхностейи физико-механических свойств материала деталей.Послеэтогодетали контролируют на отсутствие скрытых дефектов (невидимых трещин и внутреннихпороков).В заключение производят контроль размерови геометрической формырабочихповерхностейдеталей.
Контрольвзаимногорасположения рабочихповерхностей. Методы контроля погрешностейвзаимного расположения рабочих поверхностей рассмотрим на примере деталей класса валови корпусных деталей.В деталях классавалов наиболее часто контролируют несоосность шеек и неперпендикулярность фланцевк осивалов.
Контрольнесоосностишееквалов производятпутемзамераих радиального биенияс помощью индикатора (рис. 2).Контролируемый вал при этом устанавливаютвцентрах. Величинарадиальногобиенияшеек определяется как разность наибольшегои наименьшегопоказаний индикатора за одиноборот вала.
|
|
Рис.2.Контрольвзаимного биенияшеек вала
Контрольнеперпендикулярностифланцакосивала производяттакжепри установке валав центрах(рис. 3). При помощииндикатора замеряют торцевое биение фланца наопределенном радиусе R.
В корпусных деталях контролируют следующие погрешностивзаимного расположения поверхностей:несоосность отверстий,непараллельностьоси отверстий относительно плоскости, непараллельностьосей отверстий и
нарушениемежцентровогорасстояния,неперпендикулярностьосейотверстий,
неперпендикулярность осиотверстияк плоскости.
Рис.3.Контрольбиенияфланца навалу
Контроль несоосностиотверстий в корпусных деталях производят с помощью оптических, пневматическихи индикаторных приспособлений. Наибольшееприменение нашлииндикаторные приспособления.Схема замера несоосности отверстий под коренные подшипники коленчатоговалав блоке цилиндровприпомощииндикаторного приспособления показана нарис.4.
Рис.4.Контрольнесоосностиотверстий:
1-втулки;2-оправка;3-индикатор
Приспособление состоит из контрольной оправки, втулок и индикатора часовоготипа.Припроверкенесоосностивращаютвтулкусиндикатором и замеряютвеличинурадиального биения. Радиальное биение покажет удвоеннуювеличинунесоосности(смещенияосей).Несоосностьотверстий контролируютв блоках цилиндров двигателей, картерах коробок передач, картерахредукторовидругихдеталях.
|
|
Контрольмежцентрового расстоянияинепараллельностиосей отверстий производятпутемизмерениярасстоянийа1иа2 (рис.5)между внутренними образующими контрольных оправок припомощиштихмасаили индикаторногонутромера.
Межцентровое расстояние определяютрасчетом поформуле
А= а1+ а2 + d1+ d2,
2 2
где d1и d2-диаметрыконтрольных оправок.
Непараллельностьосейотверстийопределяюткакразностьзамерова1-а2
надлине L.
Рис.5.Контрольнепараллельностиосей отверстий имежцентровогорасстояния
Контроль неперпендикулярности осей отверстий производят при помощиоправкисиндикатором(рис.6,а)или калибром(рис.6,б)путем измерения зазоров D1и D2на длинеL.
Рис.6.Схемазамеранеперпендикулярности осейотверстий
Величинанеперпендикулярности осейв первом случаеопределяется как разностьпоказанийиндикаторавдвухпротивоположных положениях,аво втором-как разность зазоров.
Контрольнеперпендикулярности осиотверстиякплоскости можно выполнить при помощи индикаторного приспособления (рис. 7, а) или
специальногокалибра(рис.7,б).
Рис.7.Контрольнеперпендикулярностиоси отверстийк плоскости
В первом случае неперпендикулярность оси отверстияк торцевой плоскостинадиаметреДопределяют какразностьпоказанийиндикатора при вращенииегоотносительно осиотверстия,вовторомслучае-измерением зазороввдвухдиаметральнопротивоположных точкахпопериферии контрольногодиска. Величина неперпендикулярности вэтом случаебудет равна разностизазоровD1и D2на диаметре Д.