Текущие взаимоотношения психолога и администрации строятся в процессе работы. Их эффективностьк функциональность зависит от многих причин, в том числе от решения следующих вопросов:
· определены ли границы полномочий психолога при принятии тех или иных решении. Иначе говоря, что он может делать, не оповещая специально администрацию, и па какие формы работы требуется «санкции»;
· определены ли ситуации, в случае возникновения которых психолог может обращаться за помощью и консультацией к директору и другим представителям школьной администрации;
· оговорены ли формы контроля за деятельностью психолога, сроки текущей отчетности;
· найдены ли формы участия администрациив текущей сопровождающей работе.
Конечно, очень трудно предложить некоторую единую модель построения повседневных отношении психолога с администрацией. Часть из них вытекает из логики самого процесса сопровождения, другие складываются в ходе индивидуальной «притирки» людей друг к другу, формирования взаимопонимания и взаимодоверия. Так, одной из важных форм взаимодействия психолога с директором являются текущие встречи по итогам сопровождающей работы в определенной параллели. Во время этих встреч психолог и завуч информируют администрацию о полученных результатах и их возможных причинах, обсуждают меры, которые могут быть эффективны при решении тех или иных проблем учебно-воспитательного процесса в целом или сопровождения конкретного школьника. Определяются шаги, которые могут быть осуществлены только на уровне школьного управления, разрабатываются определенные программы развития школьной системы с учетом имеющейся психолого-педагогической информации.
|
|
Особо подчеркнем этот момент: совместные встречи по итогам психолого-педагогических консилиумов не должны носить чисто информативный или, тем более, отчетный характер. Это, прежде всего, возможность по-новому взглянуть на происходящие в школе события, на процесс развития школы как целостной педагогической системы, сделать управление ею более эффективным и обоснованным.
Администрация школы также принимает участие в обсуждении плана работы психолога в начале учебного гола. Как уже говорилось выше, он обязательно должен быть согласован с общими планами работы школы. В учебную работу необходимо внести дни проведения диагностических минимумов, в методическую работу— сроки проведения психолого-педагогических консилиумов в определенных параллелях, методических семинаров с классными руководителями и учителями-предметниками. На наш взгляд, очень важно также согласовывать план и содержание работы психолога с педагогическим коллективом (и самой сопровождающей работы педагогов) и содержание экспериментальной тематической работы школы. Иначе мы как бы удваиваем объем творческой педагогической работы, которую будет осуществлять педагог в течение учебного года. Согласование планов и содержания экспериментальной и сопровождающей работы не только решит эту проблему, но и, возможно, сделает направление педагогического эксперимента, выбранного школой, более практически значимым.
|
|
В процессе создания оптимальных форм повседневных отношений школьного психолога и администрации очень важно определиться не только с теми случаями, когда психологу требуется участие или вмешательство директора и его заместителей, но и с теми ситуациями, в которых последние обращаются к специалисту. Скажем, это приглашение принять участие в разрешении конфликтных ситуаций в качестве посредника или в обсуждении сложных педагогических ситуаций в качестве независимого эксперта. Такие формы работы психолога должны специально оговариваться, так как далеко не каждый специалист может оказать профессиональную помощь в такого рода ситуациях.
Кроме того, необходимочетко задать позицию психолога, его функции при осуществлении посреднических или экспертных действий. Например, очень важна согласованность представлений о задачах и методах работы конфликтолога-посредника. Он,как известно, придерживается строго нейтральной позиции, не несет ответственности за содержание того решения, которое примут стороны в процессе обсуждения. Его задача — создать условия общения, в которых сторонам было бы легче прийти к соглашению, а в чем именно оно будет состоять — дело «конфликтующих». Они же несут ответственность за выполнение принятого решения.