Определение принципов текущего, повседневного взаимодействия

Текущие взаимоотношения психолога и администрации строятся в процессе работы. Их эффективностьк функцио­нальность зависит от многих причин, в том числе от решения следующих вопросов:

· определены ли границы полномочий психолога при принятии тех или иных решении. Иначе говоря, что он может делать, не оповещая специально администра­цию, и па какие формы работы требуется «санкции»;

· определены ли ситуации, в случае возникновения ко­торых психолог может обращаться за помощью и кон­сультацией к директору и другим представителям школьной администрации;

· оговорены ли формы контроля за деятельностью пси­холога, сроки текущей отчетности;

· найдены ли формы участия администрациив текущей сопровождающей работе.

Конечно, очень трудно предложить некоторую единую мо­дель построения повседневных отношении психолога с адми­нистрацией. Часть из них вытекает из логики самого процесса сопровождения, другие складываются в ходе индивидуальной «притирки» людей друг к другу, формирования взаимопони­мания и взаимодоверия. Так, одной из важных форм взаимо­действия психолога с директором являются текущие встречи по итогам сопровождающей работы в определенной паралле­ли. Во время этих встреч психолог и завуч информируют ад­министрацию о полученных результатах и их возможных при­чинах, обсуждают меры, которые могут быть эффективны при решении тех или иных проблем учебно-воспитательного про­цесса в целом или сопровождения конкретного школьника. Определяются шаги, которые могут быть осуществлены толь­ко на уровне школьного управления, разрабатываются опре­деленные программы развития школьной системы с учетом имеющейся психолого-педагогической информации.

Особо под­черкнем этот момент: совместные встречи по итогам психолого-педагогических консилиумов не должны носить чисто ин­формативный или, тем более, отчетный характер. Это, прежде всего, возможность по-новому взглянуть на происходящие в школе события, на процесс развития школы как целостной пе­дагогической системы, сделать управление ею более эффек­тивным и обоснованным.

Администрация школы также принимает участие в обсуж­дении плана работы психолога в начале учебного гола. Как уже говорилось выше, он обязательно должен быть согласован с общими планами работы школы. В учебную работу необходи­мо внести дни проведения диагностических минимумов, в мето­дическую работу— сроки проведения психолого-педагогических консилиумов в определенных параллелях, методических се­минаров с классными руководителями и учителями-предметни­ками. На наш взгляд, очень важно также согласовывать план и содержание работы психолога с педагогическим коллективом (и самой сопровождающей работы педагогов) и содержание экспериментальной тематической работы школы. Иначе мы как бы удваиваем объем творческой педагогической работы, кото­рую будет осуществлять педагог в течение учебного года. Со­гласование планов и содержания экспериментальной и сопро­вождающей работы не только решит эту проблему, но и, воз­можно, сделает направление педагогического эксперимента, выбранного школой, более практически значимым.

В процессе создания оптимальных форм повседневных от­ношений школьного психолога и администрации очень важно определиться не только с теми случаями, когда психологу тре­буется участие или вмешательство директора и его заместите­лей, но и с теми ситуациями, в которых последние обращают­ся к специалисту. Скажем, это приглашение принять участие в разрешении конфликтных ситуаций в качестве посредника или в обсуждении сложных педагогических ситуаций в качес­тве независимого эксперта. Такие формы работы психолога должны специально оговариваться, так как далеко не каж­дый специалист может оказать профессиональную помощь в такого рода ситуациях.

Кроме того, необходимочетко задать позицию психолога, его функции при осуществлении посред­нических или экспертных действий. Например, очень важна согласованность представлений о задачах и методах работы конфликтолога-посредника. Он,как известно, придерживает­ся строго нейтральной позиции, не несет ответственности за содержание того решения, которое примут стороны в процессе обсуждения. Его задача — создать условия общения, в кото­рых сторонам было бы легче прийти к соглашению, а в чем именно оно будет состоять — дело «конфликтующих». Они же несут ответственность за выполнение принятого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: