Некоторые особенности использования методики «Перекресток»
Методика «Перекресток» является активизирующим опросником, поэтому процедура ее проведения должна строиться несколько иначе, чем при проведении «настоящих» тестов.
Во-первых, психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы - это маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того чтобы прямо ставить данные вопросы перед учащимися, эти вопросы просто включены в другую деятельность - заполнение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентом как вполне нормальный.
Во-вторых, некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащимися, которые часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может с помощью таких комментариев обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.
|
|
В-третьих, у самих некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы, связанные с такими «профессиональными группами» как «Антиобщественная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик. К сожалению, часть подростков размышляет и о таких перспективах своего самоопределения (иногда из озорства, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономического положения многих семей). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто решать данные проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать с учащимися подобные вопросы, то тогда кто? К сожалению, другие «специалисты» времени зря не теряют.
В-четвертых, при обработке и интерпретации результатов в опроснике «Перекресток» следует помнить, что некоторые нормы произвольно нами сдвинуты «вверх». Например, «нормы» для «Антиобщественной деятельности» для мальчиков раньше были: (- 8) - (- 4) и тогда многие попадали в «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения... Мы изменили «нормы», которые стали выглядеть так: (- 3) - (+3) и тогда уже редко кто из подростков попадает в «плюс». Аналогично изменены нормы для «Тунеядства»: с (- 5) - (- 2) раньше до (0) - (+5) сейчас. Соответственно, изменены «нормы» для девушек: по «Антиобщественной деятельности» - с (- 7) - (- 3) раньше до (- 3) - (+5) сейчас, а для «Бродяг-попрошаек» - с (- 6) - (- 3) ранее - д о (0) - (+6) сейчас.