Введение. Предмет, цели и задачи изучения учебного курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования».
Тема 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования.
Понятие о методологии науки. Методология — учение о методах, принципах и способах научного познания. Строение, функции и уровни методологии педагогики. Диалектика как общая методология научного познания. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; единство исторического и логического; системный подход к проведению исследования. Частные методологические принципы психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития, активности личности; единства психики и деятельности; личностно-деятельностный подход и др. Методологические требования к проведению психолого-педагогического исследования. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.
Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика.
Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.