(Н.Ф. Вишняковой)
Автором предпринята попытка создания относительно простого и универсального тестового опросника, который интегрировал бы основные показатели креативности.
Структура креативных характеристик личности включает несколько достаточно крупных интегрированных качеств. Тест строится по принципу выявления предпочтений, направленности и креативных характеристик.
Креативность − это качественное, а не количественное преобразование, определенную сложность представляет выбор адекватных критериев и качественных составляющих креативного потенциала. В тесте условно выделяются креативные показатели, включающие следующие основные факторы:
1. Творческое (дивергентное) мышление как интеллектуальный процесс создания нового. Выделяя творческое мышление как важную слагаемую творческой личности, предполагается сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления, которую издавна считают непременной составной частью таланта.
|
|
2. Оригинальность как способность личности воспроизводить множество разнообразных, необычных и нестереотипных идей на основе продуцирования отдаленных ассоциаций, нешаблонность поиска решений проблем, изобретательность.
3. Любознательность как открытость ко всему новому и неизвестному, которая проявляется в повышенной активности и стремлении к поиск) интересной информации.
4. Воображение как создание новых образов в соответствии с творческими замыслами, реализуемыми в необычных и ценных (для личности или общества) продуктах деятельности.
5. Интуиция как подсознательное постижение истины или идеи на основе догадки, «внутреннего голоса» и предварительного рассуждения. Интуиция как творческое озарение отражает способ латентного (скрытого) дивергентного мышления.
6. Эмоциональность и эмпатия, которые характеризуют содержание, качество и динамику эмоций и чувств, отношение личности к продуктивному процессу и результату.
7. Чувство юмора. Остроумие и необычность видения проблемы под юмористическим углом зрения. Юмор творческой личности отличается философским изящным высмеиванием реальных человеческих недостатков, свойственных многим людям, но без причинения вреда и обид другому человеку. Это часто принимает форму насмешки над тем, что вызывает скорее смех, чем злобу. Юмор в атмосфере творчества спонтанен, импровизационен и дружелюбен. Юмор творческой личности можно назвать добродушным и конструктивным.
8. Творческое отношение к профессии или значимой деятельности. Профессиональная креативность включает продуктивную профессиональную направленность личности, уровень оригинальности мышления, импровизационность, открытость к новому в деятельности и новаторство.
|
|
Методика рассчитана на испытуемых в возрасте от 17 до 60 лет со средним и высшим образованием.
Комплексность теста позволяет создать креативный профиль личности. Тест даёт возможность интерпретировать скрытые механизмы психической регуляции на основе преодоления жизненных ситуаций.
Установлено, что тест-опросник является валидной экспресс-диагностикой творческих склонностей личности. Процедура проведения теста проста и оперативна. Она позволяет собрать диагностическую информацию менее чем за полчаса. Экспериментально полученная информация позволяет классифицировать данного испытуемого по релевантному качеству, т.е. возможно количественное и качественное сравнение полученных результатов. На основе построения психологического профиля креативности наглядно можно выразить не только уровень одной из творческих характеристик и зависимость между ними.
Тест может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика и в комплексном обследовании вместе с другими тестами. Он может быть применен для индивидуальной психодиагностики в процессе психоконсультирования и психокоррекции для выявления возможных резервов, уровня самооценки и творческого потенциала личности, а также для исследовательских целей.
Тест позволяет выявить не только рефлексию креативного компонента образа «Я»-реальный, но и представление об образе «Я»-идеальный. Это позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал личности. Вам предлагается самостоятельнооценить свои личные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос поставьте знак «+», при отрицательном –– знак «-» в графу «Я-реальный» или «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсный и обычно правильный. Будьте искренни!
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
М | Задумывались ли вы, какие тайные причины заставляют людей создавать что-либо новое? | |||
Л | Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства? | |||
О | Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь? | |||
В | Переноситесь ли вы в своих мечтах в прошлое или будущее? | |||
И | Чувствуете ли вы намерения человека при первом взгляде на него? | |||
Э | Верно ли, что вы не реагируете эмоционально на необычные ситуации? |
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-Реальный» | Образ «Я-идеальный» |
Ю | Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают? | |||
П | Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую? | |||
М | Всегда ли вы продумываете последствияпринимаемого вами решения? | |||
Л | Верно ли, что вам не нравится познание нового, если это связано с риском? | |||
О | Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по их назначению? | |||
В | Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком-нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям? | |||
И | Ошибаетесь ли вы при принятии решения в экстремальной ситуации? | |||
Э | Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности? | |||
Ю | Любите ли вы шутить и смеяться над собой? | |||
П | Изобретали ли вы когда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? | |||
М | Утомляет ли вас работа, требующая постоянного принятия решений в нестандартных ситуациях? | |||
Л | Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете? | |||
О | Является ли редким ваше увлечение? | |||
В | Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями? | |||
И | Вы чувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку? |
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
Э | Равнодушны ли вы к переживаниям героев просмотренного фильма или прочитанной книги? | |||
Ю | Смеетесь ли вы над своими неудачами? | |||
П | Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами? | |||
М | Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой? | |||
Л | На свои детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте? | |||
О | Испытываете ли вы потерю интереса к необычным жизненным ситуациям? | |||
В | Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке? | |||
И | Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события? | |||
Э | Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела? | |||
Ю | Вы заранее готовите шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию? | |||
П | Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации? | |||
М | Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного? | |||
Л | Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности? | |||
О | Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации? | |||
В | Сталкиваясь с новыми проблемами, вы предвидите перспективы их решения? |
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
И | Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал последовавшие потом события? | |||
Э | Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве? | |||
Ю | Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций? | |||
П | Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей? | |||
М | Вам трудно продумать несколько вариантов решения конфликтной проблемы? | |||
Л | Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового? | |||
О | Будете ли вы заниматься созданием чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями? | |||
В | Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть? | |||
И | Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо? | |||
Э | Сочувствуете ли вы обманутому человеку? | |||
Ю | Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты и смешные истории? | |||
П | Если вы лишаетесьвозможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес? | |||
М | Основательно ли вы продумываете возможные результаты своей творческой деятельности? | |||
Л | Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает? | |||
О | Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия? |
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
П | Вы сочиняете сказки детям? | |||
И | Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям? | |||
Э | Вы склонны сильно переживать, если вас обманули? | |||
Ю | Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии? | |||
П | Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир? | |||
М | Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в оригинальных действиях человека? | |||
Л | Интересует ли вас, как живут соседи? | |||
О | Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами? | |||
В | Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство? | |||
И | Вам трудно определить характер человека с первого взгляда? | |||
Э | Вы сочувствуете нищим людям? | |||
Ю | Считают ли нас окружающие остроумным человеком? | |||
П | В вашем профессиональном творчестве было мною неудач? | |||
М | Вы много размышляете о причинах успехов и неудач в своей деятельности? | |||
Л | Если вы встречаете непонятное слово, то узнаете смысл его в справочниках? | |||
О | Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов? | |||
В | Пишете ли вы стихи? | |||
И | Глядя на постороннего человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь? |
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
Э | Вы редко выражаете свои эмоции при просмотре спортивных состязаний? | |||
Ю | Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации? | |||
П | Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если ваши шансы на успех не гарантированы? | |||
М | Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям и явлениям целостный результат? | |||
Л | Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни? | |||
О | Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком? | |||
В | Вам трудно представить себя в старости? | |||
И | Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивногобеспокойства? | |||
Э | Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что этопроизошло с вами? | |||
Ю | Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам? | |||
П | Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности? |
Обработка результатов:
|
|
|
|
Количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю в графу «Я-реальный» или «Я-идеальный». Например, если на вопрос 1 испытуемый ответил положительно (+) и ключ ответа +, то по первому индексу М (творческое мышление) он получает один балл, если отрицательно (-), то не получает балла.
Ключ к тесту
Вопрос | Индекс | Ключ | Вопрос | Индекс | Ключ |
М | + | М | - | ||
Л | + | Л | + | ||
О | + | О | + | ||
В | + | В | - | ||
И | + | И | + | ||
Э | - | Э | + | ||
Ю | + | Ю | + | ||
П | - | П | + | ||
М | + | М | + | ||
Л | - | Л | + | ||
О | + | О | + | ||
В | + | В | + | ||
И | - | И | + | ||
Э | + | Э | + | ||
Ю | + | Ю | - | ||
П | + | П | + | ||
М | - | М | + | ||
Л | + | Л | + | ||
О | + | О | + | ||
В | + | В | + | ||
И | + | И | - | ||
Э | - | Э | + | ||
Ю | + | Ю | + | ||
П | + | П | - | ||
М | + | М | + | ||
Л | + | Л | + | ||
О | - | О | - | ||
В | + | В | + | ||
И | - | И | - | ||
Э | + | Э | - | ||
Ю | - | Ю | - | ||
П | - | П | + | ||
М | + | М | + | ||
Л | + | Л | + | ||
О | + | О | + | ||
В | + | В | - | ||
И | + | И | + | ||
Э | + | Э | + | ||
Ю | + | Ю | + | ||
П | + | П | + |
Результаты (в баллах)
№ п/п | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я -идеальный» |
О | Оригинальность | |||
Л | Любознательность | |||
В | Воображение | |||
И | Интуиция | |||
М | Творческое мышление | |||
Э | Эмоциональная эмпатия | |||
Ю | Чувство юмора | |||
П | Творческое отношение к профессии |