Таким образом, изучение такого познавательного процесса, как ощущение, и знание его основных особенностей является основой для изучения других познавательных процессов, в частности восприятия. Кроме того, знание основных расстройств и нарушений процесса ощущения необходимо в профессиональной деятельности врача. Студентам как будущим врачам важно знать особенности собственных визуальных, аудиальных, кинестетических и других видов ощущений. Для будущей профессиональной деятельности необходимо также обратить внимание на то, что соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристика процессов ощущения и восприятия. Эти изменения обусловливаются непосредственно патологией органов чувств или центральной нервной системы, а также возникают под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание закономерностей этих изменений может оказать помощь при постановке диагноза. С другой стороны, большое значение в адекватном восприятии существующих у больного симптомов имеют индивидуально-психологические особенности врача и условия проведения обследования.
|
|
Также изучение восприятия, как познавательного психического процесса во всей совокупности его характеристик, является основой для изучения других познавательных процессов, в частности памяти и мышления.
4. Вопросы по изучаемой теме:
1.Определение ощущения.
2.Физиологическая основа ощущения.
3.Строение анализатора.
4.Виды ощущений.
5.Основные свойства ощущения.
6.Понятие чувствительности.
7. Пороги чувствительности.
8.Чем отличается адаптация от сенсибилизации?
9.Виды нарушения ощущений.
10.Влияние психофизиологического состояния на чувствительность к цвету.
11.Определение понятия восприятие.
12.Сходства и отличия восприятия и ощущения.
13.Понятие апперцепции.
14.Характеристика основных свойств восприятия.
15. Основные виды восприятия.
16.Виды восприятия в зависимости от вида анализаторов.
17.Характеристика восприятия времени.
18.Характеристика восприятия движения.
19. Характеристика восприятия пространства.