Семинар 1. Наука в системе мировоззрения (2 часа)
План
1. Понятие мировоззрения, его уровни.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Наука как тип мировоззрения.
Литература
1. Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический Проект, 2011. – Глава 2.
2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – Введение, Глава 1.
3. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта. – 2005. Введение.
4. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М. – 2008. Глава 1.
5. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки. – М.: Библионика, 2006. – Раздел 2.
Темы для размышления и выступлений на семинаре
1. Различные подходы к определению сущности мировоззрения.
2. Причины и механизмы изменения типов мировоззрения.
3. Проблема сохранения более ранних типов мировоззрения в культуре.
4. Отношения науки с другими типами мировоззрения.
|
|
Семинар 2. Наука как социокультурный феномен (2 часа)
План
1. Наука как форма деятельности и социальный институт.
2. Критерии науки.
3. Основные функции науки в сравнении с другими формами общественного сознания.
Литература
1. Бернар Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
2. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1984. – Гл. 2.
3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
4. Злобин Н. Культурные смыслы науки. – М., 1997. – С. 23-60.
5. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.
6. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. – М., 1989.
7. Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.
8. Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. – С. 17-37.
9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М, 2001. – С. 53-72, 84-92, 102-115.
10. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. – М., 1980.
11. Научная деятельность: структура и институты. Сборник переводов. – М., 1980.
12. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.
13. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992. – С. 51-73, 215-250.
14. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития. – М., 1982.
15. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990. – С. 56-75.
16. У истоков классической науки. – М., 1975.
17. Философия и методология науки. – Ч. 1. – М., 1994. – Раздел 1. 1-2, Раздел 2. VIII.
18. Черняк В.С. Генезис классической науки // Вопросы философии. – 1976. - № 10.
Темы для размышления и выступлений на семинаре
|
|
1. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.
2. Как соотносятся между собой наука, антинаука, девиантная наука, паранаука.
3. Проблема соотношения науки и эзотерики.
4. Проблема соотношения науки и культуры.
Семинар 3. Зарождение элементов научных знаний в Древней Греции (2 ч.)
План
1. Основные характеристики древнегреческой натурфилософии.
2. Возникновение атомистики и элементаризма.
3. Континуалистская программа Аристотеля.
4. Античная логика и математика.
Литература
1. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. – М., 1959.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980.
3. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII-VIII вв. – М., 1985.
4. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Дону, 2002, 2003. Гл.2, §2.
5. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004, Гл. 2 §2.
6. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.
7. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
8. Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.
9. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988.
10. Рожанский И.Д. Платон и современная физика. // Платон и его эпоха. – М., 1979.
11. Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М., 2003. Разд.1, §2.