Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.
Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов гос-ва и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.
По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:
Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).
Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.
При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.
Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.
При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.
Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.
В случав завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:
- подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
- деформирование и торможение процесса производства,
- снижение трудовой активности,
- рост теневой экономики,
- массовая практика уклонения от налогов,
- сокращение поступлений в госбюджет.
Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.
Значение налоговой ставки таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины . Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне - не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны - ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства.
Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.
Налоговый мультипликатор – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.
Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.
Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:
В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.
Вопрос № 66.