Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
РУССКИЙ ЯЗЫК с основами языкознания
Методические указания по освоению дисциплины
для студентов, обучающихся
по специальности: 031800 «Логопедия»
Серпухов 2010
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГОС (ДОПОЛНЕНИЕ К ГОС)
Курс «Русский язык с основами языкознания» является центральным в системе лингвистических дисциплин, предусмотренных учебным планом для подготовки учителя-логопеда.
Эта дисциплина представляет собой систематическое описание русского литературного языка в его современном состоянии. Современное состояние языка понимается как такое, которое сложилось к концу XХ – началу ХХI столетия. Однако большая устойчивость грамматического строя, исторически закрепившаяся стабильность его основных грамматических категорий и очевидная постепенность его изменений позволяют привлекать для описания материалы не только начала ХХI и второй половины XХ века, но и предшествующих десятилетий, а также материалы классической литературы ХIХ века, – во всех тех случаях, когда они отражают явления, и сейчас как живые, современные.
|
|
Современный русский литературный язык понимается как язык его образованных носителей, существующий в двух его основных формах – письменной и разговорной. Как письменной, так и разговорной речи присущи свои нормы; однако общих норм у них несравненно больше, чем различествующих. Языковая норма понимается как исторически сложившаяся и социально закрепленная система взаимодействующих правил, обязательных для всех носителей литературного языка; отступления от этих правил, во многих случаях достаточно частые и характерные для малообразованных носителей городской речи, относят к сфере просторечия. Исторически сложившаяся нестабильность языковой нормы и принципиальная открытость литературного языка, с одной стороны, для все новых отдельных единиц, образуемых по продуктивным образцам, а с другой стороны – для единиц, устойчиво бытующих в просторечии, в местных диалектах и в сфере узкопрофессиональной речи, приводят к существованию в литературном языке большого количества вариантов, характеризующихся разной степенью сближенности значений и разными стилистическими качествами.
Содержание и методическая система курса направлены на осмысление сущности лингвистических классификаций, раскрытие механизма их действия, конкретный анализ языковых фактов, практическое усвоение языковых норм.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ДПП.Ф.16 | Русский язык с основами языкознания Язык и речь. Уровневая структура языка. Основные принципы изучения языка. Понятие о литературном языке. Фонетика. Артикуляционная классификация звуков русского языка. Сегментные и суперсегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Фонология. Звук речи, фонема. Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты. Тенденция развития современных произносительных норм. Графика. Алфавит. Основные характеристики и принципы русской графики. Принципы русской орфографии. Основные правила русской орфографии. Лексикология. Слово как многоаспектная единица. Лексикография. Лексика как система. Основные типы словарей. Лексическое значение слова. Смысловая структура слова. Понятие о компонентном анализе слова. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Антонимия. Паронимия. Фразеология. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и сферы употребления. Словообразование. Морфемика. Морфема. Классификация морфем. Виды аффиксов. Морфемный анализ слова. Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения. Словообразование основных частей речи. Активные процессы в современном русском словообразовании. Морфология как грамматическое учение о слове. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки. Предложение. Аспекты изучения предложения. Простое предложение. Понятие предикативности. Классификация простых предложений. Осложненные предложения. Актуальное членение предложения. Сложное предложение. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и современной лингвистике. Текст как единица синтаксиса. |
Согласно ГОС выпускник специальности «Логопедия» в соответствии с базовой и специальной подготовкой должен:
|
|
уметь:
1) грамотно говорить и писать в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
2) эффективно общаться на русском языке, решая профессиональные задачи;
3) транскрибировать поэтические и прозаические тексты, выполнять фонетический анализ слова, давать артикуляционную характеристику звуков речи, интерпретировать фонетические изменения в потоке речи, производить деление слова на слоги;
4) работать с разнообразными словарями русского языка, анализировать лексические единицы с позиции наличия/отсутствия у них синонимов, антонимов, паронимов, способности входить в состав фразеологических оборотов, определять статус лексемы с позиции активного или пассивного словарного запаса, характеризовать слова по происхождению, выполнять комплексный лексический анализ слова;
5) производить адекватное морфемное членение слов, выполнять словообразовательный анализ, определять модель, тип, способ словообразования;
6) определять морфологическую природу слова, уметь проводить морфологический анализ слов разных частей речи;
7) устанавливать синтаксические связи на уровне словосочетания и предложения, определять тип простых двусоставных и односоставных предложений и их компонентов, вид сложных предложений;
знать:
1) основные понятия языкознания, что, в свою очередь, позволит создать базу для дальнейшего изучения ряда дисциплин;
2) фонетическую систему русского языка, правила фонетической транскрипции;
3) о лексической системе русского языка в синхронии и диахронии, в том числе о фразеологии и лексикографии;
4) типы морфем, правила морфемного членения слова, основные способы словообразования в синхроническом и диахроническом аспектах;
5) грамматические признаки слов, грамматическую классификацию в русском языке, основные грамматические категории, т.е. морфологическую систему русского языка;
|
|
6) о синтаксической системе русского языка;
7) принципы русской орфографии и пунктуации;
иметь представление:
1) о языке и речи, видах речевой деятельности;
2) о языковой норме, ее роли в становлении и функционировании литературного языка;
3) об основных направлениях совершенствования навыков говорения и письма;
4) о нормативных словарях и справочниках русского языка;
владеть: нормами устного и письменного литературного языка.