Информация из ГОС (дополнение к ГОС)

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

РУССКИЙ ЯЗЫК с основами языкознания

Методические указания по освоению дисциплины

для студентов, обучающихся

по специальности: 031800 «Логопедия»

Серпухов 2010

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГОС (ДОПОЛНЕНИЕ К ГОС)

Курс «Русский язык с основами языкознания» является центральным в системе лингвистических дисциплин, предусмотренных учебным планом для подготовки учителя-логопеда.

Эта дисциплина представляет собой систематическое описание русского литературного языка в его современном состоянии. Современное состояние языка понимается как такое, которое сложилось к концу XХ – началу ХХI столетия. Однако большая устойчивость грамматического строя, исторически закрепившаяся стабильность его основных грамматических категорий и очевидная постепенность его изменений позволяют привлекать для описания материалы не только начала ХХI и второй половины XХ века, но и предшествующих десятилетий, а также материалы классической литературы ХIХ века, – во всех тех случаях, когда они отражают явления, и сейчас как живые, современные.

Современный русский литературный язык понимается как язык его образованных носителей, существующий в двух его основных формах – письменной и разговорной. Как письменной, так и разговорной речи присущи свои нормы; однако общих норм у них несравненно больше, чем различествующих. Языковая норма понимается как исторически сложившаяся и социально закрепленная система взаимодействующих правил, обязательных для всех носителей литературного языка; отступления от этих правил, во многих случаях достаточно частые и характерные для малообразованных носителей городской речи, относят к сфере просторечия. Исторически сложившаяся нестабильность языковой нормы и принципиальная открытость литературного языка, с одной стороны, для все новых отдельных единиц, образуемых по продуктивным образцам, а с другой стороны – для единиц, устойчиво бытующих в просторечии, в местных диалектах и в сфере узкопрофессиональной речи, приводят к существованию в литературном языке большого количества вариантов, характеризующихся разной степенью сближенности значений и разными стилистическими качествами.

Содержание и методическая система курса направлены на осмысление сущности лингвистических классификаций, раскрытие механизма их действия, конкретный анализ языковых фактов, практическое усвоение языковых норм.

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ДПП.Ф.16 Русский язык с основами языкознания Язык и речь. Уровневая структура языка. Основные принципы изучения языка. Понятие о литературном языке. Фонетика. Артикуляционная классификация звуков русского языка. Сегментные и суперсегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Фонология. Звук речи, фонема. Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты. Тенденция развития современных произносительных норм. Графика. Алфавит. Основные характеристики и принципы русской графики. Принципы русской орфографии. Основные правила русской орфографии. Лексикология. Слово как многоаспектная единица. Лексикография. Лексика как система. Основные типы словарей. Лексическое значение слова. Смысловая структура слова. Понятие о компонентном анализе слова. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Антонимия. Паронимия. Фразеология. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и сферы употребления. Словообразование. Морфемика. Морфема. Классификация морфем. Виды аффиксов. Морфемный анализ слова. Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения. Словообразование основных частей речи. Активные процессы в современном русском словообразовании. Морфология как грамматическое учение о слове. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки. Предложение. Аспекты изучения предложения. Простое предложение. Понятие предикативности. Классификация простых предложений. Осложненные предложения. Актуальное членение предложения. Сложное предложение. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и современной лингвистике. Текст как единица синтаксиса.  

Согласно ГОС выпускник специальности «Логопедия» в соответствии с базовой и специальной подготовкой должен:

уметь:

1) грамотно говорить и писать в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

2) эффективно общаться на русском языке, решая профессиональные задачи;

3) транскрибировать поэтические и прозаические тексты, выполнять фонетический анализ слова, давать артикуляционную характеристику звуков речи, интерпретировать фонетические изменения в потоке речи, производить деление слова на слоги;

4) работать с разнообразными словарями русского языка, анализировать лексические единицы с позиции наличия/отсутствия у них синонимов, антонимов, паронимов, способности входить в состав фразеологических оборотов, определять статус лексемы с позиции активного или пассивного словарного запаса, характеризовать слова по происхождению, выполнять комплексный лексический анализ слова;

5) производить адекватное морфемное членение слов, выполнять словообразовательный анализ, определять модель, тип, способ словообразования;

6) определять морфологическую природу слова, уметь проводить морфологический анализ слов разных частей речи;

7) устанавливать синтаксические связи на уровне словосочетания и предложения, определять тип простых двусоставных и односоставных предложений и их компонентов, вид сложных предложений;

знать:

1) основные понятия языкознания, что, в свою очередь, позволит создать базу для дальнейшего изучения ряда дисциплин;

2) фонетическую систему русского языка, правила фонетической транскрипции;

3) о лексической системе русского языка в синхронии и диахронии, в том числе о фразеологии и лексикографии;

4) типы морфем, правила морфемного членения слова, основные способы словообразования в синхроническом и диахроническом аспектах;

5) грамматические признаки слов, грамматическую классификацию в русском языке, основные грамматические категории, т.е. морфологическую систему русского языка;

6) о синтаксической системе русского языка;

7) принципы русской орфографии и пунктуации;

иметь представление:

1) о языке и речи, видах речевой деятельности;

2) о языковой норме, ее роли в становлении и функционировании литературного языка;

3) об основных направлениях совершенствования навыков говорения и письма;

4) о нормативных словарях и справочниках русского языка;

владеть: нормами устного и письменного литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: