Предмет, метод, объекты и субъекты финансового анализа

Основу финансового анализа составляют его предмет, объект и методы исследования.

Предмет финансового анализа, т. е. то, что изучается в рамках данной науки, — это финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки, причинно-следственные связи и методы их исследования. Как отмечалось ранее, содержание и основная целевая функция финансового анализа состоят в оценке финансового состояния и выявлении возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.

Метод финансового анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Первые два элемента дают статистическую характеристику метода, а последний — его динамику.

Основным элементом метода является научный аппарат. Научный аппарат финансового анализа представляет собой совокупность общенаучных и конкретных научных способов исследования финансово-экономической деятельности субъектов анализа. Категориями финансового анализа являются фактор, модель, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск и другие. Они предусматривают использование таких процедур, как сравнение подсчетов, инспекции, наблюдения и др.

Объектами финансового анализа являются субъекты хозяйствования (предприятие, фирма, организация и т. д.), конкретные финансово-экономические показатели финансового состояния.

Разграничение финансово-экономических процессов на составляющие элементы позволяет более точно и детально выявить природу их возникновения, особенности развития и возможности оказания влияния на развитие того или иного явления.

Главной задачей финансового анализа является построение последовательного набора данных и выбор такой системы взаимосвязанных показателей, которая могла бы быть наиболее эффективно использована для оценки управленческого решения и финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Процесс проведения финансового анализа описывается в зависимости от поставленных задач:

1) в качестве инструмента предварительной проверки при выборе направления инвестирования или возможных вариантов слияния предприятий;

2) для оценки финансового состояния предприятия;

3) для оценки предпринимательского риска;

4) в качестве инструмента прогнозирования будущих финансовых условий и результатов;

5) для исследования проблем управления производственной деятельностью;

6) для оценки эффективности финансового управления организации;

7) для оценки деятельности руководства компании.

Выбор форм, методов финансового анализа и системы показателей определяется специфическими задачами и потребностями различных групп пользователей (субъектов) информации в сфере принятия управленческих решений.

Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации (рис. 1).

Пользователей финансового анализа можно разделить на три группы: внутренние, заинтересованные, сторонние.

К внутренним пользователям относятся: менеджеры всех рангов, работники

бухгалтерии, финансово-экономического отдела, других служб предприятия. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов.

Заинтересованными пользователями являются собственники-акционеры, основатели, для которых важно знать уровень эффективности ресурсов, своих вложений, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия.

Сторонние пользователи — это:

— потенциальные инвесторы, которые должны принять или отвергнуть решение о вложении своих средств в предприятие;

— кредиторы, которые должны быть уверены в возврате им долга;

— поставщики — с уверенностью в платежеспособности своих клиентов для своевременного получения платежей;

— аудиторы — для оценки эффективности финансового состояния;

— налоговая инспекция — для выполнения плана поступлений средств в бюджет.

Пользователи финансовой информации
Собственники, акционеры, инвесторы
Менеджеры
Деловые партнеры
Потенциальные собственники
Государство (налоговые органы)
Работники
Финансово-кредитные организации (кредиторы)
Консультационный аудит


Рисунок 1. Пользователи информации финансового анализа

К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй — те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.

Для собственников организации аналитическая информация необходима для оценки эффективности деятельности предприятия и обоснования стратегии его развития. Интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании.

Для инвесторов, кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки кредитоспособности.

Для менеджеров компании — получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатов экономического анализа. Представителям государственных органов

управления аналитическая информация необходима для оценки соблюдения государственных интересов (своевременность уплаты налогов и сборов). Так, налоговые инспекции могут применять средства и методы финансового анализа для проверки налоговых деклараций и достоверности указанных в них сумм. Другие правительственные учреждения и органы власти также могут использовать вышеупомянутый анализ в процессе осуществления ими своих властных полномочий и выполнения функций.

Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) и контрагентов интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке.

Специалистам в сфере принятия решений по вопросам поглощения и слияния предприятий необходима информация для оценки стоимости. Финансовый анализ выступает в этом случае в роли ценного инструмента для определения стоимости и оценки финансовой совместимости потенциальных кандидатов на слияние.

В процессе финансового (внешнего) анализа оцениваются:

— изменение абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;

— динамика относительных показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;

— рыночная устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;

— эффективность использования собственного капитала и заемных средств;

— эффективность авансирования капитала (инвестиционный анализ).

В результате осуществляется финансовая диагностика организации и дается

ее рейтинговая оценка. При этом анализ финансовой отчетности служит интересам различных групп пользователей.

Анализ финансовой отчетности вместе с динамикой коэффициентов и анализом тенденций составляет важную группу инструментов аудита, которая может существенно дополнить другие его методы, к числу которых относятся процедурные и ратификационные тесты. Дело в том, что ошибки и неточности любого характера могут исказить (и существенно) различные структурные взаимосвязи, а выявление и анализ этих искажений — привести к обнаружению исходных ошибок. Более того, процесс финансового анализа требует от аудитора четкого представления об анализируемом предприятии, которое помогает определить наиболее подходящий тип дополнительных инструментов анализа.

Для потенциальных партнеров весьма привлекательным является тот факт,

что компания проводит политику открытости: публикует свои финансовые и аналитические отчеты в средствах массовой информации, готова предоставить данные о результатах и планах работы.

В развитых странах такое предоставление финансовой отчетности заинтересованным лицам является обычной практикой. Существуют фирмы, специально занимающиеся сбором, обработкой, систематизацией и публикацией информации о результатах деятельности различных компаний. Среди них можно назвать всемирно известные организации «Dun & Bradstreet», «Robert Morris Associates». Большинство фирм стремятся попасть в их сборники и базы данных, поскольку это позволяет заявить о себе на рынке. Потенциальным инвесторам и партнерам эти данные позволяют оценить эффективность функционирования компании, риск вложения в нее капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: