Церковь святого Юлиана де лос Прадос

Церковь святого Юлиана де лос Прадос, также известная как Сантульяно (исп. Santullano), датируется началом 9 века и представляет собой один из главных образцов вестготского искусства. Церковь посвящена святым мученикам Юлиану и Василисе. Этот просторный храм имеет базиликальную структуру с тремя нефами, отделёнными квадратными колоннами, которые поддерживают полукруглые арки. Иконостас, который отделяет пространство для клира, напоминает триумфальную арку. Храм выделяется своей оригинальностью, и больше всего в этой церкви привлекает ее живописное убранство, в котором прослеживается влияние романского стиля. Эта церковь строилась, скорее, как монашеский, а не дворцовый храм, хотя здесь и имеется специальная галерея для короля.

Что касается скульптурного декора церкви, сохранившегося до наших дней, он ограничивается мраморными капителями, на которых покоятся полукруглые арки, а также мраморными плитами в центральной капелле церкви, украшенными геометрическим и цветочным орнаментом. Однако главным элементом декора церкви можно по праву назвать ее коллекцию икон, которая является самой обширной, разнообразной и хорошо сохранившейся во всей западной Европе. Иконографическая программа церкви располагается в центральном нефе и трансепте.

Еще один пример вестготской архитектуры – церковь Сан Педро де ла Наве. Ниже изображена одна из ее капителей.

5. Книжная миниатюра раннего средневековья: стилистика, особенности национальных школ, связь с искусством малых форм (изделия из металла). Меровинги: Гелазианский сакраментарий, Геллонский сакраментарий; лангобарды: кодекс Эгино; англо-ирландские рукописи: Евангелие из Дарроу, Евангелие из Личфилда и др.

Книжная миниатюра периода раннего средневековья сформировалась под влиянием множества стилей и течений. Говоря про данный этап, нельзя не упомянуть кельтский «звериный» стиль, широко применявшийся в резьбе по кости, дереву и камню, в металлических изделиях и, разумеется, книжной миниатюре. Прежде всего «звериный» стиль характеризует обилие животных и растительных орнаментов. Помимо него, на книжную миниатюру также имело сильное влияние кельтское искусство (что хорошо видно в так называемых «ковровых листах») и собственно раннехристианское искусство.

Сакраментарий – богослужебная книга, содержащая тексты для совершения Литургии. С XIII в. вместо сакраментариев получают распространение миссалы. Для традиции европейских сакраментариев эпохи Меровингов (481-751 гг.) характерно отсутствие фигуративных изображений, за исключением образа Распятия, всегда помещавшегося перед Евхаристическим каноном, начинающегося со слов «Те igitur» (молитва «Тебя, Всемилостивейший Отче…»). Буква «тау», открывающая текст Евхаристического канона, уже в древности считалась одним из возможных начертаний Креста Господня. По преданию, крест в виде буквы «Т» был начертан на монашеских одеждах св. Антония. В соответствии с этим преданием, инициал «тау» в сакраментариях приобретает облик Креста или Распятия (Геллонский Сакраментарий, 795 г.) [Нессельштраус 2000: 148].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: