Черты игр:
§ Свободная развивающая деятельность
§ С творческим назначением.
§ Эмоциональная приподнятость.
§ Наличие прямых и косвенных правил.
Классификация игр:
§ По содержанию поставленных задач:
1. на знакомство
2. на сплочение
3. розыгрыши
4. познавательные
5. развлекательные
§ По форме: - танцы
1. интеллектуальные
2. эстафеты
3. тренинги
§ По месту проведения:
1. на воздухе
2. в воде
3. в помещении
§ По количеству участников:
1. индивидуальные
2. командные
§ По составу участников:
1. возрастные
2. по половому признаку
§ По скорости и времени проведения:
1. сезонные
2. игры-минутки
3. кратковременные
4. длительные
§ По степени активности:
1. малоподвижные
2. подвижные
3. «сидячие»
§ По наличию реквизита
1. с реквизитом
2. без реквизита
§ По уровню организации:
1. спонтанные
2. управляемые
3. стихийные
Задачи игр:
§ Радость общения
§ Развитие воображения
§ Воспитание решимости
Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
|
|
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:
§ создание и развитие коллектива;
§ выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
§ занять паузу.
2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:
§ младший,
§ средний младший,
§ средний старший,
§ подростковый.
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:
§ помещение или улица,
§ территория передвижения,
§ возможность сидеть в кругу,
§ актовый зал,
§ спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
§ знакомство,
§ построение структуры,
§ изменение или подтверждение структуры,
§ распада.
Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
|
|
§ до 10 человек,
§ до 20 человек,
§ до 30 человек,
§ до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:
§ бумага, ручка, скрепки, маркеры
§ мячи, обручи, скакалки
§ песок, водоросли, галька
7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:
§ 5 минут,
§ 10 минут,
§ 30 минут,
§ 2 часа
8. Какой итог игры Вам нужен:
§ победители,
§ номинации,
§ одобрение,
§ глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.
Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.
Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения.
1. Цели игр:
§ Развитие ребенка;
§ Самовыражение ребенка;
§ Способ выплеснуть энергию;
§ Живое общение детей и вожатого;
§ Развитие фантазии;
§ Способ организации;
§ Утверждение лидерства вожатого;
§ Выявление способных и замкнутых детей;
§ Способ смены деятельности.
2. Правила проведения игр.
1. Точно знать правила игры;
2. Игры должны быть интересными;
3. Уметь организовать игру;
4. Безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
5. Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить ведущим);
6. Следует учитывать возраст и количество игроков;
7. Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.
3. Когда может пригодиться игра?
1. Заселение в комнату в игровой форме (операция «Уют»).
2. Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство).
3. Знакомство с лагерем («Автограф», «РВС», игровая экскурсия).
4. Огонек знакомств в игровой форме.
5. Утренний подъем.
6. Уборка корпуса и близлежащих территорий.
7. Зарядка.
8. Игры во время ВК (игры с залом).
9. Вместо или после КТД, как конкурс КТД.
10. В свободное время.
11. Возле столовой, в автобусе.
4. Классификация игр.
I – по месту проведения:
§ на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее ср-во повышения настроения.
Меры безопасности: температура воды не ниже 18˚С, воздуха-25˚С, 3 дня нагрева, не должно быть ветра. Должны присутствовать: физрук, 2-е вожатых, медсестра. Ребенок купается не более 10-15 мин. Если синеют губы- срочно из воды. На берегу специальное ограждение, очищенное от мусора, есть спасательные средства. Купаются группы по 5-10 человек- остальные на берегу. Выход из воды по свистку. Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч др в др. Нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»…
§ в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно – дружинных дел («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.).
§ на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры6 паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью поцеловать (игра подходит в день любви и на закрытие. Вожатые НЕ играют).
|
|
§ на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех. Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов. Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо.
§ смешанного типа
II – по возрастам:
§ младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе
§ средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
§ старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.
III – по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство- начало сезона, ролевые- середина сезона).
Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.
IV – по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки).
§ Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
§ Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
§ Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
|
|
§ Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» - «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра - совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
§ Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
§ Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
§ Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
§ Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
§ Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
§ Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.