Личность как субъект и объект орган-го поведения. Учет черт и характеристик личности в управленческом процессе. Типы поведения личности

Личность – индивидуальность человека, в кот, представлены особые качества, отличающие человека от других, от всех остальных людей. Поведение человека – совокупность действий работника, обусловленных пониманием собств. функций в орг-ии.

В основе процесса взаимодействия личности и орг-ии находятся психологический и экономический контракты, кот определяют усл-я психологического и экономического вовлечения сотр-ка в современную деят. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой и тому подобное)

Поведение человека в орг-ии определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием группы, в которую он включен, усл-ями совместной деят-ти, своеобразием орг-ии, в кот. он работает, и т. д. Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Личные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость этих черт позволяется прогнозировать поведение личности.

У человека есть 2 степени свободы в построении своего поведения в орг-ии: 1.свобода в выборе форм поведения – принимать или не принимать существующие формы и нормы поведения 2 свобода в выборе ценностей орг-ии – принимать или не принимать ценности орг-ии, разделять или нет ее философию.

В зависимости от сочетания данных составляющих поведения, м.б. выделено 4 типа поведения человека в орг-ии:

Первый тип поведения ( преданный и дисциплинированный член орг-ии) склонен к принятию ценностей и норм поведения орг-ии. Искренне дисциплинированный, выполняющий свою роль в соответствии с принятыми в орг-ии нормами и формами поведения, сотр-к. Человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается не входить в противоречие с интересами орг-ии

Второй тип поведения (« приспособленец») склонен не разделять ценности орг-ии, при этом соответствуя нормам и формам поведения, принятым в орг-ии. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным работником, так как он может в любой момент совершить действия, противоречащие орг-ии, но соответствующие своим интересам.

Третий тип поведения («оригинал») склонен разделять ценности орг-ии, но при этом не соответствовать ее нормам поведения. В данном случае у сотр-ка могут возникнуть трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Надо заметить, что в случае отказа орг-ии от устоявшихся норм поведения, такие люди могут успешно приспособиться к организационному окружению.

Четвертый тип поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей орг-ии, все время входит в противоречие с окружением и создает конфликтные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: