Упражнения. «постреляйте» согласными: Б, П, г, К, Д, т в воображаемую мишень

«МИШЕНЬ»

«Постреляйте» согласными: Б, П, Г, К, Д, Т в воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, в цель и посы­лайте звук до цели, не роняя его под себя.

«КНОПКИ»

«Вкручиваем» рукой и звуком кнопки, особенно четко озвучивая пучки согласных:

ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо...

«ЖОНГЛЕР»

«Раскручиваем» на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце и, увеличивая скорость вращения, стараемся его удержать: дабидабидуп-дабидабидуп-дабидабидуп...

«ТЕННИС»

Двое играющих за теннисным столом, озвучивают удары пучками согласных. Сохраняйте бодрый настрой, активную пластику и полет­ный, четкий звук.

Вышли мы на теннис-корт Речевой наш брать рекорд, При движении ног и рук Сохраним свободный звук: ПТКа - БДГа, ПТКу - БДГу, ПТКэ - БДГэ, ПТКи - БДГи, ПТКо - БДГо...

«БАРАБАН»

Представьте, что играете на барабане. Воображаемые палочки легко отскакивают при каждом ударном слоге. Движения согласу­ются с дыханием и четкостью работы артикуляционных органов.

пара-пара-пам, пара-пара-пам, пара-пара-пара-пара-пам...

Хорошо для артикуляционной разминки использовать стихо­творные тексты с взрывными согласными:

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов Пара барабанов

Била Бурю. Била Бой.

И. Сельвинский

«ТРУБОЧИСТ»

Приговаривая, «отмываем» трубочиста:

Моем, моем трубочиста,

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

«СКАЧКИ»

Держа в руках «поводья», скачем, имитируя цокот копыт:

От то-по-та ко-пыт пыль по по-лю ле-тит!

При повторе каждый раз ускоряем темп «скачки», следя за четкостью «цокающих» согласных.

Цок-цок!

Цок-цок!

Цок копытце!

Под копытцем пыль клубится!

Тренировка пучков согласных необходима для того, чтобы арти­куляционные органы хорошо справлялись с их озвучиванием в пото­ке речи. Их четкость зачастую бывает «размыта» гласными, неда­ром: «гласные-река, согласные-берега». Дикционная неряшли­вость является серьезной помехой для достижения действенности речи. Внятная, четкая речь, прежде всего, требование физиологиче­ского порядка, условие восприятия речи слушателем, аудиторией. Речь может состояться, если ее услышали, разобрали.

К сожалению, мы уже привыкаем к вялой, тусклой, скомканной, неряшливой речи. Привыкаем «разгадывать», «расшифровывать» то, что промямлили, пробормотали, варварски съели, оставив слова-уроды с отсутствующими звуками:

таать - так сказать

бежал - взбежал

присталяете - представляете

роче гря - короче говоря

был осранен - был отстранен

сячески симулируем - всячески стимулируем и т.п.

Дикция, или четкость речи, страдает и из-за неточности артикуля­ционных установок, и из-за пассивности произносительного аппарата, но наиболее распространенной причиной «выброшенных» звуков является их разномощность Неумение вовремя опереть дыханием более слабые звуки, «вытолкнуть» их, дав им большую дыхательную энергию, приводит к фонематическому разрушению слов Особенной дыхательной силы, частого рефлекторного добора воздуха, близости дыхания требуют глухие согласные.

«ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»

«Печатаем» согласные звуки:

К! К! К!

Т! Т! T!.

А теперь напечатайте все имеющиеся в тексте согласные, пропустив гласные:

Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку — ККШКККТКККК

Проговорите текст, отпечатав на печатной машинке выделенные согласные'

Трактор всюду поспеваеТ, пашеТ, сееТ, убираеТ.

Придумывая на ходу глаголы, выделяем с помощью «печатной машинки» последний звук:

думаеТ! хохочеТ! играеТ! печатаеТ! и т.д.

«ВЫСКОРОГОВОРЮ»

Побалуйтесь, постарайтесь, похвастайтесь текстом:

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова» —

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же все занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про-

быстро гово-

быстро не

проговорят.

Только я одна умею.

Не сбиваюсь, не робею:

«Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

М. Матусовский

Необходимо помнить, что согласные более подвержены дикционному разрушению, но именно они являются информационным стержнем слова, выполняют смыслоразличительную функцию. Одна­ко, важно не перестараться и не начать излишними мимическими усилиями и гримасами сопровождать их выговаривание. Как учила знаменитая певица П. Виардо, надо петь «концами губ». Т.е. микро­движения, усилия, невидимые для глаз слушателя, аудитории, явля­ются достаточными для безукоризненной чистоты звука

Для развития артикуляционного аппарата и тренировки дикции хорошо использовать скороговорки Эти народно-поэтические шутки намеренно построены на сочетании трудно произносимых вместе слов. Овладение скороговорением начните через медленную, пре­увеличенно четкую речь (таким образом проходя этап «чистоговорок»), оправдывая это подходящей действенной задачей.

«ДИКТАНТ»

Продиктуйте первоклассникам диктант. Это означает, что текст надо произносить подчеркнуто четко и внятно, не торопясь. Исполь­зуйте, например, такие скороговорки:

Ткет ткач ткани на платки Тане,

Бобр добр до бобрят.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Арина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

Для многократного повторения скороговорок полезно менять творческие задачи.

«РЕКЛАМА»

Разрекламируйте, заинтересуйте, ознакомьте, объявите, удивите:

Рододендроны из дендрария!

Либретто «Риголетто»!

Король Орел!

Прецедент с претендентом!

Константин констатировал!

«РАПИРЫ»

Три удара рапирой сопровождайте решительным жестом и текстом:

Купи кипу пиК!

Последний звук беспощадно разит воображаемого противника, в звуке звучит торжество победы.

«НА БАЗАРЕ»

С помощью текста скороговорки вам надо:

посплетничать, созвать, внушить, поиронизировать, поспорить, подколоть, объявить, ошарашить, подкузьмить, намекнуть, заинтри­говать и т.п.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

Пришел Прокоп — кипел укроп,

ушел Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипит укроп.

У Фили пили — Филю же и побили.

Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.

Вот топор, вот топорище, вот тут кнут, вот кнутовище.

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая.

Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

у быка бела губа была тупа.

Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол.

От того, кому молол, получал ватрушки,

от того, кому не молол, получал по макушке.

Редиска редко росла на грядке,

грядка редко была в порядке.

Не тот глуп, кто на слова скуп,

а тот глуп, кто на дело туп.

!!! Подберите себе скороговорочный рассказик с учетом индиви­дуальных недостатков голоса и речи. С помощью этих рассказов мы не только продолжаем тренировать дыхание, опору голоса, арти­куляцию и дикцию, но и развиваем умение преодолевать многоудар-ность, с помощью разнообразия интонаций выявлять логику, дейст­вовать словом, общаться, увлекая слушающих своими подтекстами и намеками. Нафантазируйте образ рассказчика, определите дейст­венные задачи и исполните текст наизусть в придуманных обстоя­тельствах со своим отношением к происходящим событиям:

Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров — дрова выдворить. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сково­родке. Значит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоро­говоришь.

Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Шли, шли, вдруг перед ними река — широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики, пуганая ворона куста боится.

От топота копыт пыль по полю летит — едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал. Речь умом красна. А если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкои: тридцать три корабля лави­ровали, лавировали да и не вылавировали; у нас на дво­ре — подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора. А Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова... Не вместит двор дров — дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся — толку добьются.

Тень, тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под просто­кваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел — по усам текло, да в рот не попало. Вот вам сказка, а нам бубликов связка.

Звуковая оболочка слов создает разнообразные экспрессивные оттенки, нарушающие привычный автоматизм восприятия речи. Звуки могут иметь свой характер, настроение. Их эмоциональная насыщен­ность может доставлять эстетическое удовольствие Звук сам по себе является носителем экспрессии. Экспрессивность по природе своей коммуникативна, мотивирована действием.

«Речь человека есть движение, действие. Каждый звук, как гласный, так и согласный, невидимо заключает в себе определенный жест <... > Жесты эти различны между собой так же, как и сами звуки. Звук «а», например, заключает в себе невидимо жест раскрытия, принятия, отдачи себя впечатлению, приходящему извне, жест изум­ления, благоговения <... >Жест «у», напротив, стремиться закрыться, замкнуться от внешнего впечатления. Он настораживает сознание, в нем живет страх. <...> Звук «м», например, углубленно, медитативно проникает в явление, постигая его сущностью... > «Н», напротив, каса­ется впечатления легко, скользит по его поверхности, не проникая в него глубоко. Оттенок иронии живет в жесте «н» <... > Гласные звуки интимнее связаны с внутренней жизнью человека, с его душевными переживаниями, чувствами, симпатиями, антипатиями. Звуки же согласные отражают в себе, в своих жестах, мир внешних явлений. В них в далекие времена человек подражал этим явлениям сначала в жестах, потом в звуках <...> Будучи пробужденными в вашей душе, они проникают в самый звук вашего голоса и делают вашу речь содержательной, живой и художественной».

М. Чехов «Об искусстве актера»

Важной стороной оформления устной речи является также её звуковое единство. Орфоэпия (от греч. orthos - «правильный» и epos- «речь») -особый раздел лингвистики, который устанавливает произносительные нормы современного языка. Диалектная база рус­ского литературного произношения - московский говор. Для предуп­реждения типичных речевых ошибок обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Одним из разделов орфоэпии являются правила ударения. Труд­ности в выборе ударения можно преодолеть, составляя собствен­ный словарь сложных ударений.

!!! Запомните ударения в следующих словах:

агЕнт

алфавИт

Августовский (и доп. августовский)

аристокрАтия

афЕра (не афЁра)

безУдержный

без Умолку

бытиЕ (не бытиЁ)

баловАть

избаловАть не балУйся

бюрокрАтия

валовОй

вероисповЕдание

втридорога

Вы прАвы

дефИс

дипломированный

диспансЕр

добЫча

договОр договОры (мн.)

докумЕнт

донЕльзя

дЕньги деньгАми деньгАм (устаревш. дЕньгам)

жалюзИ

закУпорить

занятОй (человек) зАнятый (дом)

запломбированный запломбировАть

звонИт звонИшь

значимость

инструмЕнт

Исподволь

ПОЗВОНИШЬ ДОЗВОНИШЬСЯ

каталОг

красИвее

ленИться

мастерски

мЕльком

мытАрство

мышлЕние

намЕрение

начАть

обеспЕчение

облегчИть

ободрИть

одноврЕменно

одолжИть

опЕка (не опека)

оптОвый (не Оптовый)

Отдал отдал А Отдали

пАмятуя

подбодрить

принУдить

Вы прАвы

пЕтля и петлЯ

поднялА пОднял пОдняли

ретировАться ретирУюсь

свЁкла

срЕдства

твОрог и творОг

тОрты

усугубИть

фенОмен (феномЕн) (слова различаются по смыслу)

хАос, хаОс (слова различаются по смыслу)

харАктерный (человек, актер)

характЕрный (признак, черта, поступок)

христианин

щавЕль

языковАя (относящаяся к словесному выражению мыслей)

языкОвая (относящаяся к органу в полости рта)

Проверьте себя: и если обнаружите неправильные ударения в своей речи - собственноручно выпишите эти слова и заучите их наизусть.

Разогреваем артикуляционные органы на тренировке согласных звуков, их трудных сочетаний. Хорошая дикция основана на автома­тической, рефлекторной, хорошо скоординированной работе арти­куляции и дыхания, выравнивающем мощность звуков. Скороговорочные рассказы позволяют осуществлять сразу комплекс техниче­ских и творческих задач: отработку элементов внешней техники речи, снятие многоударности, владение логической перспективой, интона­ционной выразительностью, разговорной интонацией, элементами общения.

Осваивая новые упражнения, необходимо постоянно возвра­щаться к старым, выбирать наиболее интересные для себя, объеди­нять их в индивидуальную голосо-речевую разминку, в комплексе тренируя все элементы техники речи.

Звуковая четкость и правильность ударения - это еще и проявле­ние речевого этикета, речевой этики. Уважение к собеседнику означа­ет заботу говорящего о том, чтобы не создавать дискомфорта при восприятии речи, ведь речевая небрежность заставляет слушателя напряженно стараться расслышать. Говорить «с чувством, с толком, с расстановкой» требует от нас вежливость. Звуки отражают характер, самочувствие, энергетику говорящего, его позитивный, деятельный настрой, отношение к речевому событию и речевому партнеру, этиче­ский образ оратора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: