Понятие конкурентоспособности продукции и способы её определения.
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая объекты или субъекты с другими между собой.
Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов:
- Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;
- Определения сравнительных параметров образцов товара;
- Расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся:
- Принципы превосходства качества товара на рынке;
- Принципы преобладания товара на рынке;
- Принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
- Принцип экономической выгоды