Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности

Виды специальных налоговых режимов

1. Специальные налоговые режимы подразделяются на следующие виды:

1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, включающий в себя:

  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации;

2) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

3) специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Налогоплательщик вправе выбрать общеустановленный порядок или специальный налоговый режим в случаях и порядке, установленных настоящим разделом.

В целях применения настоящего раздела под общеустановленным порядком понимается порядок исчисления, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, представления налоговой отчётности по ним, установленный особенной частью Кодекса, за исключением порядка, установленного данным разделом.

2. Патент - документ, подтверждающий факт расчёта с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, и социального налога.

3. Форма патента устанавливается уполномоченным органом.

4. В случае утраты патента по заявлению налогоплательщика выдается дубликат.

5. Регистрация выданных патентов (дубликатов патентов) производится налоговыми органами в журналах регистрации (выдачи) патентов. Формы журналов регистрации и порядок их заполнения устанавливаются уполномоченным органом.

6. В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признаётся территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющие часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

57. Специальный налоговый режим для субъектов малого и среднего бизнеса .

Для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по другим налогам и другим обязательным платежам в бюджет производятся в общеустановленном порядке.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют юридические лица, соответствующие следующим условиям: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек; предельный доход за налоговый период составляет 25 000,0 тысяч тенге.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять:

1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

2) филиалы, представительства юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:

1) производство подакцизных товаров;

2) хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

4) организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));

5) недропользование;

6) сбор и прием стеклопосуды;

7) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

8) консультационные услуги;

9) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

10) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

11) деятельность в области права, юстиции и правосудия.

В случае несоответствия вышеуказанным условиям налоговое заявление о прекращении применения специального налогового режима представляется в течение десяти календарных дней с момента возникновения несоответствия.

Прекращение специального налогового режима в указанном случае производится, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоответствие.

Пристальное внимание государства к малому и среднему предпринимательству объясняется желанием достичь позитивных экономических, политических и социальных результатов для общества. Значимость развития малого и среднего бизнеса для нашей страны определяется тем, что оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

1. 58. Упрощенный режим налогообложения для аграрного сектора.

Налогообложение субъектов аграрного сектора

В развитых странах мира сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются определенные налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей.

Налоговая политика в сельском хозяйстве нацелена на решение разносторонних проблем и не является, как это иногда представляют, инструментом только субсидирования сектора. С помощью налогов могут стимулироваться или, наоборот, подавляться определенные виды деятельности (например, природоохранные мероприятия часто стимулируются налогами); налоги оказывают воздействие на структуру аграрного сектора (льготные налоги на земельные инвестиции, откорм скота и некоторые другие привели к концентрации сельхозпроизводства и притоку несельскохозяйственного капитала в откорм скота в США в 70-е годы).

Кроме этого, налоговая политика в аграрном секторе очень чувствительна к лоббированию. В развитых странах мира аграрные лобби имеют сильное влияние на свои правительства, поэтому налоговые льготы становятся и формой субсидирования аграрного сектора. При этом необходимо учитывать, что налоговые льготы сельскому хозяйству практически не рассматриваются как форма субсидий, искажающие мировую торговлю, и, соответственно, исключены из Маракешских и Уругвайских соглашений ГАТТ (ВТО) по сельскому хозяйству.

Во всех странах эволюция системы налогообложения шла по пути упрощения, сокращения числа действующих налогов (их объединения), снижения уровня ставок и расширения налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот сохраняется в странах, где в структуре производства преобладают относительно мелкие производственные единицы. В США, где размеры ферм больше и эффективность производства выше, реформирование налогообложения идет по пути постепенной отмены некоторых льгот.

Помимо бюджетных налогов сельскохозяйственные производители наряду с другими экономическими субъектами платят социальные выплаты. Соотношение между налогами и социальными выплатами существенно различается в различных странах. Зависит это от государственной политики поддержания населения. Самая высокая доля социальных выплат в общей сумме налоговых платежей сельского хозяйства характерна для Франции (примерно 50% от общего размера выплат). Все страны ОЭСР можно разделить на три группы по структуре налогов. В странах Центральной и Западной Европы (помимо средиземноморских стран) в структуре налогов большее значение имеют косвенные налоги. В средиземноморских странах (Франция, Италия) большее значение имеют социальные выплаты и налоги на потребление. В Северной Америке (в США и Канаде) - большее значение имеют подоходный налог и налоги на имущество.

Действующие налоги существенным образом дифференцированы. Налоги должны платить все юридические и физические субъекты налогообложения, но подходы к субъектам налогообложения весьма различаются в зависимости от уровня получаемого дохода, возрастных характеристик, формы организации производства.

Налоги в сельском хозяйстве подразделяются на национальные и местные (региональные, общинные, коммунальные и пр.). При этом если налоги национального уровня в аграрном секторе единообразны, то местные налоги могут существенно различаться, и определяются задачами данного региона, его специфическим географическим положением, состоянием местного бюджета.

Поступления от национального налога, как правило, распределяются между национальным и местным уровнем, региональный или местный налоги остаются (практически полностью), соответственно, в областном и местном бюджетах.

Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц. Начиная с конца 80-х годов практически во всех развитых странах прошли налоговые реформы, призванные адаптировать налоговое законодательство к современному уровню экономического развития этих стран. Они затронули и аграрный сектор. Так, в большинстве развитых стран были значительно снижены ставки налогообложения по прямым налогам. Высокие минимальные ставки подоходного налога, особенно в сельском хозяйстве, не стимулировали роста производства либо поощряли сдвиг в теневой оборот. Снижение налоговых ставок увеличило налогооблагаемую базу и несколько повысило налоговое бремя сельского хозяйства.

Практически во всех странах подоходный налог (налог с доходов физических лиц) и корпоративный налог (налог на прибыль юридических лиц) относятся к национальным налогам. Прочие налоги могут относиться и к национальному, и к местному уровням: в значительной степени это определяется историческими факторами, традициями данной конкретной страны, состоянием местных бюджетов и объемом трансфертов, получаемых из центра, правом местных властей на законодательную инициативу.

В Казахстане для сельхозтоваропроизводителей предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

1. Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога - применяют крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации. Объектом обложения для единого земельного налога по пастбищам является оценочная стоимость земельного участка, к которой применяется ставка 0,1%. Объектом обложения для единого земельного налога по пашням также является оценочная стоимость земельного участка, к которой применяется ставка от 0,1 до 0,4% в зависимости от площади земельного участка. Данный режим применяется с 1999 г.

2. Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов применяют юридические лица и сельские потребительские кооперативы, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке сельхозпродукции собственного производства и ее реализации (растениеводство, птицеводство и животноводство (включая племенное)). Данный режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, социального налога, земельного налога, налога на имущество, налога на транспортные средства, налога на добавленную стоимость, платы за пользование земельными участками. Сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 70%. Режим фактически применяется с 1998 г. С 2009 г. льгота по налогам, в части которых применяется режим, уменьшена с 80 до 70%.

59. Контроль налоговых органов за поступлением и исчислением корпоративного подоходного налога

Исполнение налогового обязательства налогоплательщика, невыполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами:

начислением пени за неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;

приостановлением расходных операций по банковским счетам;

ограничением в распоряжении имуществом.

Пеня за неуплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного исполнения налогового обязательства по погашению налоговой задолженности, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК, за каждый день просрочки.

Налоговые органы после применения к налогоплательщику способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства вправе применить меры принудительного взыскания. Применяя меры принудительного взыскания производятся на основе уведомления. Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:

за счет денег, находящихся на банковских счетах;

за счет наличных денег;

со счетов дебиторов;

за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;

принудительным выпуском дополнительной эмиссии акций.

Резюме

Органы налоговой службы состоят из налоговых органов и органов налоговой полиции. Налоговые органы состоят из уполномоченного государственного органа и территориальных налоговых органов. Органы налоговой полиции состоят из Комитета налоговой полиции уполномоченного органа и территориальных органов налоговой полиции.

На налоговые органы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиком. Задачами налоговой полиции являются выявление, пресечение и расследование преступлений связанных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов обложения.

Погашение налоговой задолженности производится в следующем порядке: начисленные пени, начисленные штрафы, сумма налога и других обязательных платежей в бюджет. Пеня, за неуплаченную в срок сумму налога начисляется и уплачивается в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК за каждый день просрочки, включая день уплаты.

Тестовые вопросы для самоконтроля

1. Органы налоговой службы состоят из:

А) налоговых органов и налоговой полиции;

В) налоговых органов и дорожно-транспортной полиции;

С) налоговой полиции и таможенного комитета;

Д) дорожно-транспортной милиции и органов финансового управления;

2. Налоговые органы имеют право:

А) в случае обнаружения налоговых нарушений, содержащих

преступление – на возбуждение уголовного дела;

В) налагать на налогоплательщика административные штрафы;

С) получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства;

3. В обязанности налоговых органов входит:

А) осуществлять контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность;

В) осуществлять налоговый контроль;

С) правильно и своевременно исчислять налоги, удерживаемые у источника выплаты;

Д) при осуществлении платежей с использованием наличных денег, а также других документов, заменяющих наличную оплату, использовать контрольно-кассовые аппараты с фискальной памятью.

4. Порядок погашения налогоплательщиком налоговой задолжен-

ности производится в следующем порядке:

А) сумма налога и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафы;

В) сумма налога и других обязательных платежей в бюджет, штрафы, пени;

С) штрафы, пени, сумма налога и других обязательных платежей в бюджет;

Д) пеня, штрафы, сумма налога и других обязательных платежей в бюджет.

5. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по месту уплаты налога в течении:

А) 10 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате;

В) 15 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате;

С) 20 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате;

Д) 30 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: