Рассмотрим основные виды коммерческого риска:
— риск как следствие рискованной коммерческой сделки;
— риск, связанный с изменением цены;
— риск, связанный с действиями конкурентов;
— риск невыполнения договорных обязательств партнера;
— риск потери товара от пожара и других стихийных бедствий;
— риск, связанный с непредвиденными политическими событиями и мн. др.
Риски могут возникать под воздействием различных внешних и внутренних факторов. Это также могут быть факторы прямого и косвенного воздействия.
К внешним факторам прямого воздействия следует отнести:
• законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;
• непредвиденные действия государственных служб и учреждений;
• налоговая система;
• взаимоотношения с партнерами;
• действия конкурентов;
• коррупция и рэкет.
В качестве факторов косвенного воздействия могут выступать:
• политические условия;
• экономическая обстановка в стране;
• экономическое положение на рынке;
• международные события;
|
|
• форс-мажорные обстоятельства.
Эти факторы усиливают риск в коммерческой деятельности в первую очередь. Однако есть и внутренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых являются:
• потеря товара из-за небрежности работников торгового предприятия;
• вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;
• низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная коммерческая сделка,
• приостановка деловой активности предприятия и др.
Все факторы риска коммерческой деятельности можно подразделить на три группы:
— вероятные факторы риска — хорошо известные и ожидаемые коммерсантом обстоятельства;
— маловероятные факторы риска — известные факторы, степень появления которых крайне мала;
— случайные факторы.