Особенности психического развития в юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Ее сущность в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз - в IX классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т.п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй -в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Новая социальная позиция юноши изменяет для него и значимость учения. Юноша оценивает учебный процесс с точки зрения того, что он дает для его будущего: юноши начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.
|
|
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-профессиональная. В старшем школьном возрасте связь между познавательными, профессиональными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности
58. Кризис 17 лет
Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Неопределенность положения и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как "устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности", стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.
Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков, но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно. Очень важной с точки зрения развития личности в юности является проблема вариантов взросления и соответственно личностного становления.
|
|
ПУТИ РАЗ-ТИЯ МИРОВОЗ-НИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ.САМОСОЗНАНИЯ И ОБРАЗ Я ЮНОШИ Становление личности включает в себя становление устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок. Юноши и девушки начинают размышлять на темы: «Кем я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и что еще могу сделать в жизни?»
Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, состояние кожи; болезненно воспринимается появление прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый размер груди, талии, бедер и т. д.).
Поскольку свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные, соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я» в юношеском возрасте неодинаково. Молодые люди сравнивают строение своего тела и внешность с особенностями развития своих товарищей, находят у себя недостатки и начинают «комплексовать» по поводу своей «неполноценности». Как правило, эталон красоты в этом возрасте завышен и нереалистичен, поэтому подобные переживания в основном беспочвенны.
Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими.