Социальная ситуация развития
| Это ситуация совместной деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребёнку открылись и затем стали его миром. ССР можно описать схемой: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый», причём общение носит характер ситуативно-делового. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальную деятельность. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.
|
Ведущий вид деятельности
| Ядром возраста является предметно-манипулятивная деятельность с ведущим мотивом овладения общественно выработанными способами действия с предметами. Мотив деятельности перемещается от взрослого на общественный предмет (фетишизация предмета). Общение перестаёт быть деятельностью в собственном смысле слова, оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. ВВД открывает функции предметов: 1 фаза – с предметом выполняются любые действия; 2 фаза – предмет употребляется только по назначению; 3 фаза – ребёнок знает основную функцию предмета, но может выполнять любые действия, усваивая их назначение и правила поведения в обществе. Появляются орудийные предметы – усваивается принцип употребления орудий. Игра ещё не осознана. Игровая ситуация плохо дифференцируется от ситуации реальной. Игрушка – предмет, моделирующий предмет взрослого мира.
|
Центральное новообразование
| Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребёнок увидел себя самого и появился феномен сознания «Я сам». Появляется структурное и системное строение сознания – формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом.
|
Другие новообразования
| «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.
Развитая активная речь, которая характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учётом согласованности слов; началом фонематического анализа, поиском смысловых связей. К 3-м годам – освоение грамматического состава речи.
Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.
Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.
|
Познавательное развитие
| Развитие познавательных процессов происходит в предметной деятельности, начинается их вербализация, т.е. опосредствование речью и приобретение произвольности.
Ведущей психической функцией является восприятие, которое находится в центре сознания и влияет на развитие образной памяти и мышления. Основными направлениями развития восприятия являются перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность.
У детей в этом возрасте наблюдается сенсомоторное единство, т.е. любую увиденную вещь нужно потрогать, пощупать. Это единство создаёт условия для развития мышления. Происходит постепенный переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к переносу приобретённого опыта в новое умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.
Речь с мышлением ещё не связаны. Понимание и говорение вместе представляют акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака воспринимаемого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых, под влиянием речи перестраиваются психические процессы.
Память в раннем возрасте носит непроизвольный характер, появляется воспоминание и латентный период его увеличивается. Память ещё не действует как отдельный процесс, развивается оперативная память.
Достаточно развито воображение.
|
Личностное развитие
| В этом возрасте закладывается личность ребёнка. Личностное новообразование – формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Ребёнок уже откликается на своё имя, узнаёт себя в зеркале и пользуется местоимением «Я». Формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний. Развитие эмпатии. Появляется потребность в самостоятельности. В начале 3-го года – потребность в достижении успехов, приписывание своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам; появляется способность различать задания разной степени трудности, умение различать способности и прилагаемые усилия.
|
Социальное развитие
| Социальное развитие идёт по двум направлениям: 1. через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом; 2. через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Процесс осуществляется через посредника – взрослого и соучастника усвоения социальных норм – ровесника. Развиваются основы отношения человека к человеку. Развивается притязание на признание со стороны взрослого, которое становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития.
|