Традиционное консультирование по основным организационным проблемам руководства перерастает в особую совокупность действий, которая называется психологическим консультированием.
Важнейший его признак — индивидуальный характер, хотя, поскольку речь идет о руководителе, его результаты могут существенно сказаться на всей организации в целом (особенно в сфере малого бизнеса), поскольку цели руководителя обычно совпадают с целями организации. Обязательным условием психологического консультирования является его проведение с глазу на глаз, его доверительный характер. Своей доверительностью, строгой конфиденциальностью психологическое консультирование очень близко к новейшему стилю управления, который называется коунингом. Психологическое консультирование является своеобразным методом оказания индивидуальной помощи руководителю в осмыслении и решении весьма значимых личных проблем, которые могут быть связаны с необходимостью повышения образования, улучшения состояния здоровья, с проблемами перегруженности работой, расширения компетентности в тех или иных вопросах управления,совершенствования взаимоотношений с коллегами и др. Хотя консультирование такого рода коренным образом отличается от традиционного управленческого консультирования как своим содержанием, так и формами, оно, тем не менее, по общему признанию специалистов, является мощным средством оказания помощи как отдельным людям, так и группам людей в преодолении их личных трудностей и более эффективном исполнении ими своих обязанностей руководителей или предпринимателей.
|
|
Специфика психологического консультирования состоит в том, что здесь консультант выступает прежде всего в роли слушателя, в котором часто нуждается руководитель, поскольку он остерегается людей, находящихся выше его по служебной лестнице, и не рассчитывает на внимание людей, находящихся по своему статусу ниже его, так как они, в свою очередь, боятся его самого. Лишь немногие руководители имеют друзей вне организации, которые имели бы время и желание их выслушать.
Обычно выделяют следующие этапы психологического консультирования:1.знакомство с клиентом; 2.диагностика, выявление сущности проблемы; 3.определение желаемого результата; 4.выработка вариантов решений; 5.обобщение полученных результатов.