Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры управления и интегрированных маркетинговых коммуникаций
Протокол № _____ «___» _____________ 20__ г.
Зав кафедрой д.э.н.,проф. Шленов Ю.В.
Учебно-методический комплекс одобрен ……….
Протокол № «___»_____________ 20__г.
Председатель ………………………………………
Учебно-методический комплекс разработала Зотова А.С.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Требования государственного образовательного стандарта по специальности 080200.62 – «Менеджмент» к обязательному минимуму содержания дисциплины «Риторика», относящейся обязательным дисциплинам профессионального блока.
Краткое содержание дисциплины:
Дисциплина «Риторика» является органичным продолжением изучения закономерностей функционирования «языка в действии» (В.Г. Костомаров), рассмотрение которых осуществлялось в рамках дисциплины «Культура речи и стилистика». Но если в курсе «Культура речи и стилистика» изучались преимущественно ортологические нормы и функционально-стилистические нормы и их разновидности, то в «Риторике» полученные знания обобщаются с опорой на более подробное изучение коммуникативных и этических норм в процессе овладения технологией речевого воздействия. «В актуальной риторике, – пишет Л.К. Граудина, – должны быть усилены культурно-этические универсалии, которым придавалось огромное значение в трудах корифеев – Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Ломоносова, Кони. В наши дни они совершенно выпали не только из сферы преподавания, но, к сожалению, также из этики общежития многих членов общества». В процессе изучения коммуникативных дисциплин у студентов должно происходить формирование речевой культуры, предполагающей высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку.
|
|
Цель дисциплины -формирование таких коммуникативных компетенций (знаний, умений и навыков), которые позволили бы ему с опорой на нравственные категории совершенствовать свою речевую деятельность с целью достижения ее большей эффективности.
Задачи дисциплины:
· понимание статуса риторики в кругу других коммуникативных дисциплин и осознание её значимости в развитии демократического общества;
· общее представление об основных закономерностях использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности;
· понимание сущности явления речевого манипулирования, знание стратегий и тактик противостояния речевой манипуляции;
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.
|
|
Государственное и муниципальное управление | Менеджмент | ||
ОК – 9 | умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | ОК-2 | знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности |
ПК - 22 | оперированием информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения | ОК-3 | способностью занимать активную гражданскую позицию |
ПК - 30 | умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание | ОК -4 | умением анализировать и оценивать исторические события и процессы |
ОК-12 | осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | ||
ОК-13 | способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы | ||
ОК-20 | способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности | ||
ПК-13 | способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию | ||
ПК-50 | способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности |
1.3. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины:
Знать:
· знание истории риторики, её современного состояния, основных тенденций развития;
· знание специфики и содержания отечественного риторического идеала;
· знание правил мнемоники, особенностей звучащей речи;
· знание правил ведения деловой и светской бесед;
· знание основных принципов и правил эффективного речевого общения, этапов создания речевого произведения (риторического канона);
· знание основ риторической аргументации и правил ведения конструктивного спора;
Уметь:
· умение выбирать стратегию и тактики общения, устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение в соответствии с ситуацией и коммуникативным намерением;
· умение строить монологическую речь, руководствуясь правилами риторического канона;
· умение грамотно произносить речь с точки зрения ее звукового оформления и использования паралингвистических средств;
· умение аргументированно излагать свою точку зрения и вести дискуссию в соответствии с принципами и правилами конструктивного спора;
· умение анализировать речевые поступки с точки зрения их успешности / неуспешности и делать из этого анализа практические выводы;
· умение вести беседу (деловую, светскую и др.) в соответствии с правилами эффективного общения;
Владеть:
· владение навыками эффективного использования выразительными средствами русского языка в разных ситуациях общения;
· владение тактиками противостояния манипулятивному речевому воздействию;
· владение терминологическим аппаратом современной риторики (неориторики);
· владение методом комплексного лингвориторического анализа текста.