Проблема борьбы с угоном и захватом самолетов сохраняет свою остроту и актуальность на протяжении вот уже полувека. Это привело к принятию 14 сентября 1963 года в Токио Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна. Конвенция распространяется на уголовные преступления, а также действия, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящимся на его борту лицам или имуществу, либо действия, которые угрожают поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
В данной Конвенции впервые было дано определение одного из видов незаконного вмешательства, совершаемого непосредственно на борту воздушного судна – незаконного захвата воздушного судна (ст. 11). Однако Конвенция не квалифицирует подобные действия как преступление, а лишь ограничивается определением самого акта незаконного захвата. Кроме того, Конвенция 1963 года не содержит положений о выдаче.
Взрыв числа террористических действий против гражданской авиации в 1970 году вызвал более быструю и серьезную правовую реакцию со стороны международного сообщества. В рамках ИКАО были разработаны и приняты договоры, которые были призваны противодействовать экскалации террористического насилия:
|
|
Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года,
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 года.
Основное значение этих договоров состоит в том, что они освободились от многих недостатков Токийской конвенции 1963 года, положения которой оказались малоэффективными в борьбе с незаконными захватами воздушных судов, диверсиями против авиатранспорта на земле и аналогичными преступлениями.
Конвенция 1963 года не квалифицировала действия направленные на захват воздушного судна как преступление. Кроме того, она не содержала эффективных мер по борьбе с угоном.
Гаагская конвенция 1970 года перенимает определение незаконного захвата из Токийской конвенции, но рассматривает эти действия как уголовные преступления международного характера (ст.1) и обязывает государства принимать в их отношении суровые меры наказания (ст.2). Наказанию подлежат и соучастники. Недостатком Гаагской конвенции является ограничение круга преступлений захватом и угоном воздушного судна.
Монреальская конвенция пошла в этом направлении еще дальше и детализировала те виды неправомерных действий, которые понимаются как незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации и, следовательно, являются уголовно наказуемыми.
|
|
Выдача регулируется на основе принципа «выдай либо накажи». Государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и не зависимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования.
В 1988 году в Монреале был принят Протокол «О борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Монреальскую Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».
К недостаткам вышеуказанных конвенций следует отнести то, что 1) в них не содержится безусловного обязательства выдать преступника, а имеется альтернатива, 2) не был решен вопрос об ответственности государств, не соблюдающих принцип обеспечения безопасности воздушных сообщений.
Вхождение человечества в XXI век омрачено ростом террористической опасности, пополнившей собой каталог его глобальных проблем.
В тоже время международному сообществу до сих пор не удалось выработать общепризнанного определения терроризма. Различные определения, даваемые этому социально-политико-правовому явлению, обуславливаются различием подходов в понимании и оценках международного терроризма. Поэтому разработка всеобъемлющей антитеррористической конвенции отложена, по существу, на неопределенный срок. Более перспективным представляется уяснение содержания терроризма через элементы, его составляющие.
Историческая заслуга в формировании базисных параметров глобального антитеррористического сотрудничества принадлежит ООН. Среди последних достижений ООН – принятие Международных конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.) и финансированием терроризма (1999 г.). В 2005 году принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.
В правовой плоскости остаются нерешенными, по крайней мере, 2 взаимосвязанные между собой проблемы:
1) выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма. На сегодняшний день вопрос о выдаче террористов, решается, как правило, на основании двусторонних договоров о выдаче. Если страны заключили такой договор, то выдача осуществляется правовыми средствами, если нет такого договора – то либо политико-дипломатическими средствами, либо вообще не осуществляется;
2) международно-правовой ответственности государств за непринятие должных мер по противодействию этим процессам.
Если бы государствам удалось заключить договор об обязательной экстрадиции террористов наиболее пострадавшей стороне, отказ в выдаче повлек бы за собой международно-правовую ответственность государства. Например, государства-члены Совета Европы еще в 1977 году признали, что экстрадиция является наиболее эффективным способом борьбы с терроризмом, приняв соответствующую Конвенцию.