членение элементен психических образов, определение структуры логических связей между ними, выявление частных структур деятельности (частных психических образов) и анализ их назначения. Результаты экспериментов показали, что деятельность оператора-тех нол о га многоструктурна; на разных уровнях обучения он использует различные оперативные единицы информации (ОЕИ) и логические связи между ними, формируя на их основе частные структуры деятельности в виде психических образов, профессионально значимых для решения задач контроля и упраиления технологического объекта. Выделены технологическая, функциональная, информационная, алгоритмическая, образная и топологическая структуры, образованные различными ОЕИ. Системогенетический подход позволили изучить процессы формирования и трансформации частных психических образов, ОЕИ и логических связей между ними в процессе обучения операторов. Показано, что деятельность оператор а-технолога лишь на низших концептуальных уровнях связана с формированием и совершенствованием алгоритмов решения отдельных задач; на более поздних этапах самостоятельная деятельность заключается в формировании и совершенствовании ее частных структур. В процессе приобретения опыта оператор-технолог начинает создавать интеграчьную структуру деятельности на основе постоянной трансформации технологического психического образа, включая в него элементы других формируемых им частных психических образов.
|
|
Системный подход и применение принципов многоуровневой взаимной адаптации человека и машины позволили выдвинуть проблему построения перспективных систем адаптивного информационного взаимодействия типа «гибридного интеллекта» [54]. В основе идеи лежит, в частности, тот факт, что ЭВМ позволяет организовать информационное взаимодействие людей, разделенных во времени. Ранее была возможность передавать информацию от предшественников к последователям лишь в пассивной форме. Теперь ЭВМ, моделирующая процесс решения определенной задачи кем-либо в прошлом,
выполняя функцию заместителя, полномочного представителя авторов решения, может не только влиять на ход решения этой или подобной задачи кем-либо в будущем, но и признавать в ходе такого взаимодействия ошибочность или отдельные недостатки первоначального решения. Эти свойства ЭВМ позволяют достигнуть большой непрерывности накопления знаний, совершенствования способов решения научных и технических задач. Процесс совместной интеллектуальной деятельности людей и ЭВМ как компонентов системы «гибридного интеллекта» есть процесс формирования адекватной интегральной модели объекта, точно соответствующей возникшей задаче и реальной стратегии ее решения на общем для всех компонентов языке. Далее на этой основе формируется абстрактный алгоритм управления данным объектом или видом объектов (систем) для расширения фонда знаний, которые фиксируются в ЭВМ, Такой процесс может осуществляться как переход операторов от информационных моделей, индивидуальных по языку, субъективных по отношению к объективной реальности, частных по назначению отражения, к интегральным моделям, адекватным структуре объекта и задаче.
|
|
Создание теории и методов синтеза адаптивных социотехнических систем «гибридного интеллекта» — перспективное комплексное направление работ в инженерной психологии.
Слисок литературы
* Авиационная медицина: (Руководство)/Лод ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Газулова. М.: Медицина, 1986-
<, Береговой Г.Т., Завалова И.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М,: Наука, 197S.
^ Бодров В.А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской дея-тельности//Методология инженерной психологниХ / психологии труда и управления. М.: Наука, 1961.V С. 192-209.
у Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психол. журн. 1985. Na 2. С. 85-94.
Г Бодрое В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения//Психол_ журн. 1987. Ne 3. С. 107-117.
7.5. Психология профессиональной деятельности
С Бодров В.А. Проблема утомления летного состава: (понятие, причины, признаки, классифика-ция)//Физиология человека. 1988. № 5. С. 835-843.
7 Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности операторов//Психол. журн. 1989. № 4. С. 142-149.
f Бодров В.А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восстановления профессиональной работоспособности// Физиология человека. 1992. № 1. С. 33-41.
? Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995.
\ / /*> Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные V особенности пилотов и профессиональная эффектив-ность//Психол. журн. 1981. № 2. С. 51-65.
К Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов//Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.
/£ Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способ-ностей//Психол. журн. 1994. № 3. С. 65-77.
rf Вавилов В.А. Принципы моделирования адаптивного информационного взаимодействия человека и машины в психологическом эксперименте//Пси-хологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М.: Наука, 1980. С. 180-197.
'Y Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975.
/f Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Трансформация структуры деятельности оператора АСУ ТП на стадии самообучения//Психол. журн. 1981. № 6. С. 65-75.
V |
'/6. Галактионов А.И., Вавилов В.А. Анализ и
организация операторской деятельности//Психол. журн. 1992. № 3. С. 14-24.
/^Галактионов А.И., Грошев И.В. Особенности формирования психического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ//Психол. журн. 1996. № 2. С. 46-55.
if Го л и ко в Ю.Я. Эволюция подходов к человеку и технике в процессе научно-технического прогресса// Психол. журн. 1992. № 4. С. 68-74.
v |
/^Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Виды проблем-| ностей в сложной операторской деятельности//Прак-тическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП АН СССР, 1990. С. 61-68.
& Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности//Психол. журн. 1994. № 2. С. 3-16.
2/ Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях// Психол. журн. 1995. № 4. С. 11-24.
|
|
Ц Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: ИП РАН, 1996.
2.^Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда//Психол. журн. 1992. № 3. С. 24-41.
\1 Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983. С. 28-53.
;>>~~Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 55-66.
*£ Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния//Психол. журн. 1994. № 6. С. 28-37.
?3 Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования//Психол. журн. 1996. № 3. С. 137-148.
?f Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов: СГУ, 1990. Ч. 1-2.
7уЗавалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономарен-ко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
"V Зараковский Г.М., Магазанник В.Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором//Методология инженерной психологии, психологии труда и управ-ления/Отв. ред. Б.Ф.Ломов, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1981. С. 63-78.
"V Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.
52 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
^"5 Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.
^Y Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992.
^•^Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
ЗС Костин А.Н. Изменение принципов распределения функций между человеком и автоматикой при возрастании сложности техники//Психол, журн. 1992. № 5. С. 57-64.
*» Котик М.А., Емельянов A.M. Природа оши- \/ бок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993.
|
|
£/ Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.
2J Лапа В.В..Пономаренко В.А., Разумов А.Н. Некоторые итоги и перспективы развития отечественной авиационной инженерной психологии//Психол. журн. 1993. № 1. С. 100-108.
^ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Y/Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис.... докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.
^Махнач А.В. Компонентный анализ психологического состояния человека в особых условиях дея-тельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 66-76.
xj Никифоров Г.С., Суходольский Г.В. Тридцать лет инженерной психологии в СССР//Психол. журн. 1989. № 5. С. 55-65.
**Х Пономаренко В.А., Алешин С.В., Ворона А.А. Психический образ в практике профессионального обучения//Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 16-28.
^ * Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. М.: НИИИА и КМ, 1992.
УбПоваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск: КГПИ, 1991.
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
V2 Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В.А. Бодрова. М.: ИП АН СССР, 1991.
у/ Психическая напряженность в трудовой деятельности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1989.
^/ Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления/Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.: Наука, 1980.
№ Психологические проблемы деятельности в особых условиях/Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина. М.: Наука, 1985.
J7 Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажерных средств/Отв. ред. В.А. Бодров. М.: ИП АН СССР, 1988.
$2. Психологические проблемы профессиональной деятельности/Под ред Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: Наука, 1991.
5""} Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США//Психол. журн. 1987. № 3. С. 145-153.
S/ Системный подход в инженерной психологии и психологии труда/Отв. ред. В.А. Бодров, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1992.
Т> Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1987.
З^Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985.
^ЗШапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации//Психол. журн. 1996. № 1. С. 19-34.
£? Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
£^ Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
tf Benjamin R.G. Stress, life quality and aviation safety//Flying Safety. 1984. V. 40, № 6. P. 19-23.
tf Bolin S.F. A task-based approach to soldier trai-ning//Defense Manag. J. 1981. V. 2. P. 24-25.
t^ Green R.G. Stress and accidents//Aviation Space and Environmental Medicine. 1985. V. 56, № 7. P. 638-641.
b\ Kaus M.J. Fatique the catalyst for tragedy//Flying Safety. 1984. V. 40, № 12. P. 60.
$Y Lazarus R.S. Progress in a cognitive motivational relational theory of emotion//Amer. Psychol. 1991. V. 46. P. 819-837.
^' Lazarus R.S., Launier R. Stressrelated transactions between person and environment/Perspectives in interactional psychology/Eds. L.A. Pervin, M. Lawis. N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.
(pi Mar in ugh G. A super-fast recruiter's aid//All Volunteer/US Army. 1981, № 7. P. 12-13.
*^ Richard son J.E. A human factors problem//J. Air Trafic Contr. 1984. V. 26, № 12. P. 29-31.