Тема 1. Понятие конкуренции, цели и задачи курса.
- Виды конкуренции, ее экономические последствия.
- Законодательство РФ об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках.
- Особенности диверсификации предприятий сферы сервиса.
Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса неразрывно связано с понятием конкуренции, под которым понимается применительно к сфере сервиса как соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей.
Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров и услуг.
По аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает:
Функциональную,
Видовую,
маркетинговую конкуренцию.
Выделяют четыре основных вида конкуренции:
- чистая (совершенная) конкуренция;
|
|
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия.
Цель курса «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса» - изучение теории и вопросов практики предпринимательской деятельности в сфере сервиса в условиях жесткой конкуренции как системы экономических, организационных и правовых отношений в рамках предприятий и предпринимателей без образования юридического лица;
привитие практических навыков в решении экономико-организационных задач в области предпринимательской деятельности;
сформировать у студентов аналитический склад мышления в решении экономико-управленческих задач в области предпринимательства на основе системного подхода к частным и общественно-экономическим проблемам;
полного использования потенциала своего предприятия и бюджетных средств в условиях сочетания методов экономического и административного регулирования экономикой страны, гибкого реагирования на состояние рынка услуг.
Использование в дальнейшем полученных знаний для более глубокого изучения отдельных вопросов в области лицензирования, управления качеством, юридической и экономической защиты собственности и предпринимательской деятельности, экономического обоснования кредитной политики.
Задачи курса:
- сформулировать понятийный аппарат, составляющий конкуренцию предпринимательской деятельности в условиях конкуренции в сфере сервиса:
- раскрыть сущность конкурентных стратегий и предпринимательского решения в условиях конкурентной среды;
- раскрыть основной смысл, показать цели и задачи внутрифирменного обеспечения конкурентной среды среди работников;
- изложить основы формирования культуры предпринимательства, как важнейшей составной части успешной деятельности;
- изложить особенности применения тех или иных видов и форм предпринимательской деятельности в условиях постоянного изменения конкурентной среды;
Показать движущие силы конкуренции и методы оценки конкурентоспособности услуг.