Назначение насосов – перемещение разного рода жидкостей: воды, водных растворов, кислот, пульпы, нефтепродуктов и т.д. В системах теплогазоснабжения и вентиляции насосы применяются для подачи по трубопроводам следующих сред: воды (холодной, горячей, перегретой), конденсата, растворов антифризов (воды с добавлениями веществ, препятствующих ее замерзанию) и реагентов в системах химводоподготовки котельных установок и очистки воздуха от вредных веществ, пульпы в системах золоудаления и мокрой очистки воздуха от пыли.
Таким образом, насосы могут быть классифицированы по роду перемещаемой жидкости и ее температуре.
По конструктивному признаку различают следующие типы насосов: центробежные, осевые, вихревые, поршневые, роторные.
В системах ТГиВ применяются центробежные и осевые насосы, способы соединения которых с приводом те же, что и у вентиляторов.
Очень часто насосы классифицируются по признаку их назначения и соответственно различают питательные, циркуляционные, сетевые, бойлерные, конденсатные, дренажные, пожарные, хозяйственные и т.д. насосы.
|
|
По ориентации оси вращения в пространстве насосы бывают вертикальные и горизонтальные. Существуют, однако, конструкции, которые могут работать в обоих положениях. В особую группу можно выделить погружные насосы. Это насосы вертикального типа, колесо которых погружается непосредственно в воду, т.е. располагается ниже уровня жидкости в приемном резервуаре.
Работа насосов характеризуется рядом специфических особенностей. Об одной из них (опасности возникновения кавитации) говорилось в гл. 2.
Насосы и их детали подвергаются значительным механическим усилиям и поэтому должны обладать достаточной прочностью. Чугунные или стальные корпуса выполняются литыми или реже ̶ сварными. Отдельные элементы машины плотно соединяются с помощью муфт или фланцев, стянутых болтами. Места пропуска извне в корпус движущихся деталей (валов, штоков, тяг и т.д.) снабжаются сальниковыми уплотнениями. Существуют и конструкции герметичных, бессальниковых насосов.
Особые меры принимаются по защите насосов от коррозии, которая не только снижает их прочность и повышает вероятность аварии. По данным А.И.Степанова, вследствие внутренней коррозии насосов, потери мощности могут доходить до 30%. Поэтому сейчас в конструкциях насосов для отопления и теплоснабжения все активнее применяются материалы с повышенной коррозионной стойкостью. Рабочие колеса в этом случае изготовляются из нержавеющей стали, бронзы, пластмасс, специальных видов чугуна. Для корпусных деталей используется чугун с шаровидным графитом.
|
|
Перед пуском в насос обязательно должна быть залита вода (исключение составляют погружные и самовсасывающие насосы). Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, напор создаваемый насосом при работе «на воздухе» будет примерно в 800 раз меньше, вследствие разницы в плотности перемещаемых сред, и, значит, насос не сможет поднять воду из ниже расположенной емкости; во-вторых, неоднократные попытки запуска насоса «всухую» приводят к преждевременному его износу. Подача воды в насос перед пуском может быть осуществлена следующими способами:
1) установка бака с водой выше насоса;
2) залив воды через пробку в верхней части насоса;
3) залив воды с помощью вспомогательного насоса;
4) создание в насосе вакуума, достаточного для подъема жидкости до уровня насоса и его залива, с помощью подключения к вакуум-насосу.
Третий и четвертый способы применяются на крупных насосных станциях и при запуске больших насосов.
Во всех случаях на всасывающей линии обязательно устанавливается обратный клапан.
К самовсасывающим насосам относится большинство вихревых и поршневых насосов, т.е. машин способных создать достаточно высокий для подъема воды первоначальный вакуум. В частности, у вихревых насосов обычно достаточным оказывается остаток воды от предыдущих запусков.
Лопастные насосы самовсасыванием не обладают. Исключение составляют погружные насосы.