Л.М. Шалыгин
А.Н. Кузнецов
Красивый человек. Он действительно в жизни был великолепный человек, высокого роста, плечистый, ну, красавец-мужчина, что называется. Женщины на него смотрели только с восхищением, (как я понимаю). Это Александр Назарович Кузнецов. Знаменитый профессор-металлург. Автор многих научных работ в области металлургии алюминия, никеля, молибдена, химик весьма крупный.
Как он себе представлял свой долг ученого? Как сочеталось в нем пристрастие к науке с патриотическими чувствами? В 1914 году, когда началась I-ая мировая война, немцы применили тогда, вопреки существовавшему уже тогда соглашению о запрещении использовать химическое оружие, немцы прибегли к газовым атакам. Вы читали, наверное, Ремарка, Анри Барбюса, Всеволода Гаршина, там описываются события, связанные с применением во время I-й мировой войны отравляющих веществ. Так, Александр Назарович бросает все занятия металлургией и в течение двух недель разрабатывает конструкцию противогаза массового производства. Мало того, что он разработал ее — эту конструкцию, так он едет в Главный штаб, на Дворцовую площадь, и заставляет чиновников и генералов испытать этот противогаз на нем, на самом. Делают специальный шкаф, и А.Н. Кузнецов на себе испытывает такие эффективные, самые ядовитые вещества, которые в то время применяли немцы, иприт, хлор, фосген. И после того, как убедились, что противогаз оказался пригоден, вытребовал деньги на строительство противогазового завода.
|
|
![]() |
Задание 4. Прочитайте фрагмент лекции проф. Горного института Л.М. Шалыгина «Ученые горного института». Обратите внимание, как органически сочетаются в речи элементы научного и разговорного стилей. Какую роль они выполняют?
Мы с вами находимся в Горном институте, история которого насыщена богатейшими примерами из всех областей деятельности и развития нашего русского государства.
Вот посмотрите. Этот вельможа в парике. Это — Василий Никитич Татищев. Фигура по значению в русской истории одна из сильнейших. Он участник Полтавской битвы. Во время Полтавской битвы он бы ранен, и Петр I поцеловал его в лоб и сказал: «Поздравляю тебя с раною за Отечество». Патриот, современник и соратник Петра I. По его заданию организовал горные и металлургические предприятия, он строил заводы на Урале, в Сибири, в Забайкалье, в Олонецком крае — по всей территории России, и стал, таким образом, крупнейшим организатором всего горно-заводского дела в России. Он же, по существу, заложил основы горно-металлургического образования на Руси, организовал первые горные школы на Урале, и там стали готовить специалистов хотя еще не высшего звена, но специалистов, сведущих в маркшейдерии, горном деле, металлургии и других предметов. Но кроме того, одновременно считал себя обязанным написать русскую историю. Всю жизнь занимался с первоисточниками, разыскивая летописи, документы глубокой старины, и написал первую в нашем государстве русскую историю.
|
|
Так, вот, будучи призванным к науке, и в области истории, и в области технических наук, Татищев, одновременно, это крупнейший политический деятель. Он создатель первого в России проекта Конституции, и причем, она еще не называлась тогда Конституцией, но документа, в котором черным по белому было написано, что единоличная верховная власть самодержца, она не в состоянии обеспечить блага государства и блага народа, что как бы велик не был человек и какими бы достоинствами он ни обладал, одному справиться с задачами управления государством невозможно. И он добавляет такие слова, которые для того времени звучали чрезвычайно революционно и очень зловеще для самодержцев: «Что, ежели, дескать, персона, которая сидит на троне, еще злонамеренна и умом не отличается, то вообще всяких мучений и тягот ожидать для государства и народы должно».
В образе этого человека видим ученого, который не стоит в стороне от политических событий, не отрывает свою науку от интересов общества, от политических проблем, стоящих перед государством, перед народом.
Во фрагменте сочетаются элементы разговорного стиля: простые предложения; синтаксический повтор и Петр поцеловал его в лоб и сказал…; личные местоимения мы с вами; указательные местоимения это, этот; указательно-восклицательная частица вот, повелительное наклонение и книжного (лексема патриот, соратник, горные, металлургические предприятия) стилей. Такое сочетание различных стилистических элементов привлекает внимание слушателей, делает содержание более доступным.
Помните!
![]() |
Речь оратора должнавключать нетолько содержательную, но и комментирующую часть.
![]() |
Задание 5. Прочитайте фрагмент очерка Ю.М. Лотмана «Мы живем потому, что мы разные».
|
|
1. Определите к какому стилю речи относится текст, аргументируйте свой ответ.
2. Какова основная мысль отрывка? С помощью каких аргументов она доказывается?
3. На основе этого текста, используя элементы разговорного стиля, подготовьте устное выступление, обращенное к вашим сверстникам. Не забудьте об этикетном оформлении речи. Выскажите собственное мнение по данной теме. Согласны ли вы с автором?