Государственный орган обладает основными признаками:
1) Осуществляет деятельность от имени государства;
2) Наделен властными полномочиями, издает нормативные акты;
3) Имеет определенную компетенцию;
4) Занимает место в механизме государства;
5) Имеет внутреннюю структуру, определяемую вышестоящим органом;
6) Финансируется из бюджета;.
Государство, в его человеческом измерении состоит из свободных индивидов - граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и др.) - это институциализированные (организованные) группы граждан, которые в определенном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В России всилу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы и законодательные органы субъектов федерации. В свою очередь система органов законодательной власти в субъектах устанавливается ими самостоятельно, но на основе федерального законодательства. Этим обеспечивается единая иерархия власти и необходимые демократические свободы. Однако вызывает сомнение правомерность различного наименования этих органов государственной власти, например: палата представителей законодательного собрания Свердловской области, законодательное собрание в Тверской области, Челябинской области, областная Дума в Сахалинской области, Саратовской области, Государственное собрание в республике Саха-Якутия (Ил Тумэн), в республике Башкортостан (Курултай), Государственный совет (Хасэ) в республике Адыгея и др. Названные различия в наименованиях органов власти имеют место в демократической Федерации, где провозглашается равенство, как его можно добиться если с юридической точки зрения за разным наименованием следует различный правовой статус. Более правильно именовать органы власти в государстве так, Государственная Дума РФ, областная или республиканская Дума и городская Дума. В этом случае структуризация власти будет носить логически стройный и законченный смысл.
Исполнительную власть осуществляет правительство, а возглавляет президент как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В структуру правительства входят председатель, заместители председателя, федеральные министры, государственные агентства, федеральные службы и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро), местные государственные органы исполнительной власти. Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, администрациям, которые возглавляются соответствующими должностными лицами (губернаторами, мэрами, главами администраций, председателями правительства).
Судебную власть возглавляют Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Верховный суд РФ. Им подчиняются соответствующие областные, городские, муниципальные, районные суды. В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные, арбитражные суды и мировые суды. Правосудие осуществляется только судом, судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Законодательство, как правило, предусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.
Выделение органов надзора за законностью (прокуратуры), как самостоятельных государственных органов, вряд ли оправдано. Данное положение ввело в заблуждение законодателей, когда они включали органы прокуратуры в главу Конституции, посвященную судебной власти. Очевидно, что в условиях разделения властей прокуратура относится к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что в Конституции России (ст. 129) она необоснованно включена в главу 7, которая посвящена судебной власти. Оправданием, вероятно является стремление законодателя избежать одной ошибки, но как всегда была допущена другая. Осуществление законности, в том числе в отношении деятельности силовых органов государства (органы МВД) производит централизованная система органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет систему обеспечения законности, ему подчиняются нижестоящие региональные, городские и районные прокуратуры. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Российской Федерации, остальные прокуроры назначаются им самостоятельно.
Необходимо более точно выбирать смысловое значение, закладываемое в понятие, термин. Ошибочной является распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, федеральной безопасности, пограничной службы) в качестве «силовых органов». Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повышенной опасности является транспортное средство, а не управляющее лицо (водитель). Отдельные музейные реликвии не делают сам музей «реликвией». Даже абсолютная монополия государства на законное применение силы, и само государство (как силовая структура), именуется правовой организацией публичной власти, а не силовой публичной властью.
Механизм (аппарат) государства - это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной государственной власти в соответствии с требованиями правопорядка и законности. Однако, государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, бюрократизм и корпоративизм, злоупотребление своим положением и игнорирование действующего законодательства, подмена общегосударственных интересов своими собственными эгоистическими. Основными формами и направлениями борьбы против этих пороков государственного аппарата являются следующие. Совершенствование форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма, повышение образовательного и культурного уровня знаний (в правовом смысле), усиление неотвратимости юридической ответственности, повышение правовой активности и контроля со стороны граждан и их общественных объединений.