- сансара - философское учение о перевоплощении души;
- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки;
-мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;
- ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не причинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии – даршаны – на две большие группы:
1. Ортодоксальные (т.е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика[37].
2. Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
|
|
2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
3. Назовите основные заповеди буддизма.
2.4. Древнекитайская философия
Философское знание в Древнем Китае, как и во всех культурах мира, зарождалось в недрах мифологических представлений и на начальном этапе активно опиралось на них. Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии.
Возникновение китайской философии относят к I тысячелетию до н.э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н.э. уже выделяли пять стихий или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это, прежде всего, относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находятся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос — из него родились два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей.
|
|
Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и все в ней приходят в смятение. И наоборот — неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).
В период с V-III вв. до н.э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения так называемых «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм - школа законников (Шан Ян).
Центральной идеей даосизма была теория дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и человеческого поведения. Обычно его переводят как «путь». Главным произведением Лао-Цзы был труд «Дао дэ цзин» («Учение о дао и дэ»), то есть о вечном пути (дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В философии Лао-цзы, обращается внимание на единство человека и неба. По Лао-Цзы, в мире существует единый и общий для всех вещей путь (дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека как утверждал основоположник даосизма - следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы, было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма- теория недеяния. ПоследователемЛао-цзы являлся Чжуан-цзы (369 -286 до н. э)
Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. «Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний философа, дает представление об учении философа.