Выручка от реализации 586 млн руб., VC = 448 млн руб., FC = 120 млн. руб., P = 586 руб. Объем реализации 1000 тыс. шт.
Найти: Q критическое.
Решение
Q критическое = FC / (P – AVC)
AVC = VC / Q = 448 руб.
Q критическое= 120 / (586 – 448) = 120/138 = 0,869565 млн руб.
Предприятие находится в зоне прибыли, так как объем реализации 1 млн руб. > 869565 тыс. руб.
Система показателей, используемых
при анализе безубыточности
1. Сумма покрытия – это вклад выручки в покрытие постоянных затрат и получение прибыли
∑n = TR – VC = FC + прибыль,
так как TR = TC + прибыль
TR = (FC + VC) + прибыль.
2. Средняя сумма покрытия – это сумма покрытия, приходящаяся на единицу продукции
А∑n = ∑n / Q.
3. Коэффициент покрытия – это отношение суммы покрытия к выручке
α = ∑n / TR.
4. Пороговая маржа (пороговая выручка)
TR' = FC / α.
Применительно к задаче 1:
∑n = 586 – 448 = 138 млн руб.
А∑n = 138000 / 1000 = 138 тыс. руб./шт.
α = 138 / 586 = 0,24
TR ' = 120000 / 0,24 = 500000 тыс. руб.
Запас финансовой прочности (TR – TR') = 586 – 500 = 86 млн руб.
Если запас финансовой прочности меньше 86 / 586 = 0,15 (15 %), то фирма будет находиться в зоне убытка.
|
|
5. Запас прочности = .
Определение массы прибыли в зависимости
от изменения выручки
Изменение выручки влечет за собой и изменение прибыли, но эта зависимость не прямопропорциональная. Установлено, что при увеличении выручки, процент роста прибыли выше. Это явление получило название операционного (производственного) рычага. Он объясняет, что это явление связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных расходов на прибыль.
Операционный рычаг (F) =
Операционный рычаг показывает, какой процент прибыли дает 1 % роста выручки.
По рассмотренной выше задаче:
Прибыль = 586 – 448 – 120 = 18
F = 138 / 18 = 7,6 %
Анализ чувствительности прибыли
к изменениям цены и структуры затрат
ü Влияние постоянных издержек:
Q = ∑n' / (P ∙ α), при уменьшении цены ∑n – другая.
ü При изменении VC:
Q = ∑n' / (P ∙ α ')
ü При уменьшении цены P:
Q = ∑n' / (P' ∙ α ')
Рентабельность
Рентабельность (R) – это основной показатель эффективности производства. Она показывает результативность деятельности фирмы, т. е. сколько прибыли приходится на 1 руб., вложенный в активы.
Рентабельность – это способность предприятия, использующего активы, давать определенный процент прибыли.
Виды рентабельности:
1. ,
где П1 – прибыль от единицы продукции.
R изделия характеризует прибыльность производства отдельных видов продукции. Используется при расчете цены и анализе.
2. .
Показывает какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализованной продукции.
3. R активов (капитала) = .
|
|
4. R текущих активов = .
5. R чистых активов = .
R активов (капитала), R текущих активов, R чистых активов – характеризуют прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в активы.
6. R собственного капитала =