Уровень сложности проблемы | Причинность исследования или генерирования проблемы | Класс проблемы | ||
Образ будущего | Метод поиска будущего | Время будущего | ||
Совершенствование | «Жесткие» «Мягкие»* | Хорошо структурированные Слабо структурированные | Тактические Оперативные* | |
Развитие | «Мягкие» «Жесткие»* | Слабо структурированные Хорошо структурированные* | Стратегические Тактические* | |
Реорганизация | «Зловредные» «Мягкие»* «Жесткие»* | Неструктурированные Слабо структурированные* Хорошо структурированные* | Стратегические |
* Класс проблемы, имеющий подчиненное значение. Например, на этапе разработки «мягкой» проблемы развития компании часть ее может быть хорошо структурирована и отнесена к «жесткой» проблеме, решение которой дает однозначные результаты. Подобная логика относится и ко всем остальным сгруппированным классам проблем.
Следует понимать, что каждый уровень генерирования проблемы — совершенствование, развитие и реорганизация — в зависимости от бизнес-ситуации может порождать различные классы проблем. Более того, так называемые «мягкие», неструктурированные проблемы могут распадаться на ряд слабо и хорошо структурированных, «жестких» проблем.
|
|
В заключение приведем высказанное Р. Кантер положение о трех нематериальных активах компании, которые помогают своевременно выявлять и находить эффективное решение проблем:
1) концепция, отображающая наилучшие и самые новые идеи;
2) компетентность персонала (информированность, концептуальная гибкость, управление взаимодействием и т.д.);
3) связи, позволяющие расширить сферу деятельности компании, увеличить предложения и «открыть окно» для нововведений и новых возможностей [29].