1. Рассмотрим источники генерирования идей. Новые идеи появляются как в самой организации, так и извне. В некоторых крупных компаниях есть люди, занимающиеся исследованием потребностей. Так, в компании IBM поощряется деятельность большого количества «фиксеров» — специалистов высшего ранга, не занимающих руководящих постов, но владеющих собственными методами решения новых, сложных проблем. Они, как правило, являются «фокусом» решения многих проблем. Компания позволяет «фиксерам» достигать положения и уровня зарплаты, которые могут быть гораздо выше, чем у многих руководителей IBM. Наличие такого института открывает для молодых специалистов возможность карьеры, не связанной с руководящей работой.
Для предприятий, работающих в условиях рынка, научные идеи закладываются в концепциях и стратегиях. Например, стратегия следования запросам рынка (идеи появляются извне) или — следования научно-техническому прогрессу в различных областях общественной деятельности (идеи появляются как внутри, так и вне организации).
|
|
1.1. Следование запросам рынка означает такую стратегию, когда производится только то, что можно продать. Таким образом, идеи новых товаров и услуг должны приходить с рынка: или непосредственно от потребителей, или от работников организации, тесно связанных с потребителями. Предполагается, что успех новой разработки обеспечен, если удается идентифицировать продукт, который нужен или будет нужен потребителю, но пока не производится. Этот подход представляется весьма разумным, однако он предполагает, что потребители знают, чего они хотят, а потенциальные поставщики обладают средствами узнать их желания. В то же время данный подход не гарантирует достижения конкурентных преимуществ, так как конкуренты могут иметь доступ к аналогичной информации о рынке.
1.2. Следование научно-техническому прогрессу — стратегия, основанная на предположении, что для создания новых товаров требуются принципиально новые фундаментальные идеи и разработки. Идеи новых товаров должны рождаться внутри организации, в результате деятельности отделов исследований, а также самостоятельными научно-исследовательскими организациями. Эта стратегия превалирует в организациях, занимающихся высокими технологиями. Ее обоснованием служит тезис о том, что «потребители не могут желать того, о чем они еще не знают». Примером следования этой стратегии служат компании Sony и IBM, которые опережают действия конкурентов по созданию новой продукции или услуги.
1.3. Представляется разумным комбинированный подход: проектировать, разрабатывать и производить с помощью новых технологий то, что, согласно прогнозам, будет нужно потребителям. Лучший способ достичь этого заключается в объединении усилий специалистов нескольких функциональных направлений, а именно специалистов, занимающихся исследованиями и разработками.
|
|
2. Работа над понятиями заключается в следующем. Новые идеи всегда генерируют появление новых категорий, терминов и понятий.
2.1. Категория — это предельно общее фундаментальное понятие, отражающее устойчивые связи и отношения реальной действительности и познания.
2.2. Понятие — это форма обобщения (абстрагирования) предметов и явлений действительности и связей между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и их взаимоотношения. Обобщение достигается за счет абстракции, формализации, сравнения и других мыслительных действий.
2.3. Термин (от лат. terminus — граница, предел, конец) — это понятие, фиксирующее устойчивые, непреходящие аспекты реальности. Термин — имя с оттенком специального, научного значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или отрасли знаний.
В каждом понятии различают его содержание и объем.
Содержание понятия — это совокупность признаков, отраженных в понятии.
Объем понятия — это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.
По последнему признаку понятия делятся на:
единичные — «треугольник»;
единичные собирательные — «Большая медведица»;
общие — «химический элемент»;
общие собирательные — «система управления».
Понятия подвижны:
углубляется содержание,
расширяются границы использования,
что обусловливает их различные толкования.
Работа с понятиями включает два основных этапа:
1) теоретическое уточнение основных понятий;
Теоретическое уточнение основных понятий состоит:
в соотнесении специфических понятий с системой фундаментальных знаний;
достижении однозначности в понимании содержания понятийного аппарата данного исследования;
достижении точности употребляемых терминов.
В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:
1) выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам данной теории;
2) придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования;
3) выработки нового понятия.
Уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем посредством комментария к тексту, ссылок, определений.