Анализ итогов реформирования торговли свидетельствует о том, что количественные изменения повлекли за собой качественные изменения в отрасли. В настоящее время можно констатировать начало качественного нового этапа в развитии отрасли – этапа интенсивного развития интеграционных процессов в отрасли. Формирование интегрированных систем позволяет объединить потенциал частнопредпринимательской инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Для развития интегрированных торговых структур в российской экономической практике сложились определенные предпосылки, основными из которых являются:
· рыночная неопределенность;
· падающий платежеспособный спрос;
· неразвитость инфраструктуры торговой деятельности.
Мощные побуждающие мотивы к интеграции сформировались внутри отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции. В частности, конкуренция меду крупными и мелкими предприятиями торговли. Поэтому одним из направлений саморегулирования малого предпринимательства следует считать поиск путей выживания в конкурентной рыночной среде.
Опыт последних лет показал, что реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, малоэффективны. Главный акцент при проведении реформ делался на преобразование предприятия из централизованно управляемого в реального субъекта предпринимательской деятельности. Но для эффективного функционирования предприятия необходима структура с функциями стратегического планирования, определяющая его рыночную нишу. Если крупные торговые комплексы после приватизации смогли выжить самостоятельно, то для средних и малых предприятий торговли функция стратегического развития явилась новой. Эти предприятия не располагали практическим опытом, профессионально подготовленными кадрами и средствами для создания организационной структуры, определяющей стратегию развития. Частично данные функции взяли на себя местные муниципальные органы. Однако решить проблему в полном объеме может формирование интегрированных торговых систем.
Одной из форм интеграции малых предприятий является ассоциированная торговля. Ассоциация – объединение малых фирм с целью повышения жизнеспособности и конкурентоспособности при сохранении независимости в управлении.
Наибольшее распространение получили различные формы ассоциированной торговли в США и Скандинавских странах. Мировая торговая практика показывает, что интеграционные процессы в среде малых торговых предприятий будут происходить в форме таких видов объединений, как цепные торговые организации и кооперативные объединения торговых фирм. Первое представляет собой закупочное объединение розничных торговых фирм, второе – объединение розничных фирм под эгидой торговых. Ассоциированная торговля позволяет малым торговым фирмам проводить единую закупочно-сбытовую политику и осуществлять централизацию функций товароснабжения. Одновременно объединение оказывает помощь в управлении предприятием.
В качестве особого способа коммерческой ассоциации выделяют франчайзинг – систему договорных отношений между крупными и мелкими фирмами, чья хозяйственная деятельность тесно связана с распределением продукции и оказанием разного рода услуг. Суть франчайзинга состоит в реализации мелкими предприятиями прав на льготное предпринимательство.
Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) определяет франчайзинг (franchis operation) как «контрактные взаимоотношения между франчайзером (franchisor) и предприятием-оператором (franchisee), в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их, и при этом оператор инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств».
МАФ предсказывает, что франчайзинг вскоре будет преобладать в розничной торговле. В мировой практике наиболее эффективно эта система зарекомендовала себя в торговле, внедомашнем питании и сфере услуг.