В настоящее время термин “статистика” употребляется в различных значениях.
1. Статистика – синоним слова “данные”. Именно в этом смысле говорится о “статистике урожайности”, “статистике населения”, “статистике туристической деятельности” и т.д.
2. Статистика – практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни современного общества.
3. Статистика – самостоятельная отрасль знаний, наука, разрабатывающая принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления.
Статистика – это общественная наука, которая изучает с количественной стороны качественное содержание и закономерности развития массовых социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.
Современная статистика представляет собой систему научных дисциплин: общая теория статистики, социальная и экономическая статистика, комплекс отраслевых статистик, математическая статистика и некоторые научные направления, созданные под влиянием развития интеграционных связей статистики с другими науками.
|
|
Общая теория статистики разрабатывает понятийный аппарат статистической науки, формулирует общие правила, принципы и методы статистического исследования массовых общественных явлений.
Социальная статистика изучает социально-демографические процессы: уровень жизни населения, показатели образования и здравоохранения и т.д., т.е. показатели, характеризующие жизнь человека в обществе.
Отраслевые статистики характеризуют показатели процесса производства в различных отраслях хозяйственной деятельности: статистика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, туризма и т.д.
Математическая статистика – раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. Определение, сформулированное видными отечественными математиками А.Н. Колмогоровым и Ю.В. Прохоровым.
Предметом статистики являются количественные характеристики социально-экономических явлений, описывающие состояние и развитие жизни общества.
Наука статистика развивается по двум направлениям, образовав описательную статистику и статистику вывода. Основное различие между ними в том, что описательная статистика предоставляет отчеты лишь на основании наблюдений. Статистический вывод подразумевает заключение о целой совокупности на основании результатов исследования выборки, отобранной из этой совокупности.
Статистические методы используются в технике и медицине, спорте и экономике. Особенно широко статистика используется при изучении различных явлений в жизни человеческого общества.
|
|
Любой социально-экономический процесс может быть выражен в ряде чисел, подверженных случайным колебаниям.
Пример: рост или спад производства, ускорение или замедление темпов экономического роста, увеличение или снижение уровня реализации туристических путевок и тд.
Содержание статистического исследования заключается в анализе количественных показателей осуществления социально-экономических процессов и выявлении закономерностей, присущих тому или иному процессу.
Стадии статистических исследований:
· статистическое наблюдение, т.е. сбор первичных статистических данных;
· статистическая сводка и обработка первичного статистического материала;
· анализ полученных сводных показателей.
На первой стадии применяется метод массовых наблюдений. Это связано с тем, что статистические закономерности в соответствии с законом больших чисел проявляются только при изучении достаточно большого количества данных.
Сущность закона в том, что при изучении большого количества показателей индивидуальные значения отдельных показателей, являющиеся случайными, сглаживаются. И наоборот, отчетливо проявляется значение показателей, являющихся типичными для изучаемого явления или процесса.
На второй стадии решается задача систематизации собранного статистического материала. Используется метод статистических группировок. Данные, сходные между собой, объединяются в группы, а затем осуществляется подсчет показателей отдельно по каждой группе. Осуществляется переход от характеристики единичных показателей к сводным данным, характеризующим отдельные группы явления или все явление в целом.
Основной задачей третьей стадии статистического исследования является анализ статистического материала и выявление социально-экономических закономерностей. Рассчитываются абсолютные, относительные и средние величины. Сопоставление единичных и обобщающих показателей позволяет охарактеризовать развитие различных явлений в пространстве и времени.
Широкое распространение в статистике получили табличный метод и метод графического изображения данных.
Статистическая совокупность — это множество реально существующих материальных предметов, лиц, процессов или явлений, однородных по одному или нескольким объективно существующим признакам.
Пример: множество студентов университета обследуются на уровень материальных затрат на летний отдых.
Специфическим свойством статистических совокупностей является их массовость. Это объясняется тем, что типичный характер явлений и процессов, изучаемых статистикой, проявляется лишь при взаимодействии большого количества единиц совокупности.
Единицы статистической совокупности – первичные элементы, из которых складывается совокупность и которые выражают ее качественную определенность.
Пример: промышленные, торговые или транспортные предприятия, жители города, студенты университета и т.д.
Единицы статистической совокупности должны обладать рядом общих свойств или признаков.
Признаки (показатели) – свойства единиц совокупности, которые могут быть установлены, описаны словами или измерены в ходе их изучения.
Признаки в статистике могут быть количественными и качественными.
Количественные признаки (показатели) — это такие свойства изучаемых совокупностей, которые различаются их численными значениями.
Пример: размер предприятия, определенный численностью занятых, стоимостью основных производственных фондов, объемами выпускаемой продукции.
|
|
Качественными называются признаки (показатели), которые отражают черты не количественных, а содержательных различий.
Например: все население страны может быть разбито по качественному признаку — уровню образования: граждане имеющие высшее, профессионально-техническое, среднее, начальное образование и т.д.