Индексные методы широко применяются в решении задач факторного анализа. Он дает возможность разложит по факторам как абсолютное, так и относительное отклонение результативного показателя. Например, объем выручки организации (В) зависит от влияния следующих факторов: объема реализованной продукции (Q), цены реализации единицы продукции (Ц):
В = Qх Ц.
Выручка от реализации продукции является составным показателем, поэтому для изучения изменения общего объема выручки используется индекс выручки:
I = ∑( Ц iох Qiо) / ∑( Ц iб х Qiб),
где I – индекс выручки;
Ц iо, Ц iб - цена единицы продукции i – го вида в отчетный и базисный
периоды, руб.;
Qiо, Qiб - объем реализованной продукции i – го вида в отчетный и
базисный периоды, ед.
Для оценки изменения товарооборота за счет изменения структуры и объема реализованной продукции, рассчитывают индекс выручки по физическому объему:
I Q = ∑( Ц iб х Qiо) / ∑( Ц iб х Qiб).
Для оценки прироста изменения выручки за счет изменения структуры, объема производства целесообразно рассмотреть разность между числителем и знаменателем индекса:
|
|
∆I Q = ∑( Ц iб х Qiо) - ∑( Ц iб х Qiб).
Для оценки изменения выручки за счет изменения цен реализованной продукции используется индекс цен (J Ц ):
IЦ = ∑( Ц iо х Qiо) / ∑( Ц iб х Qiо).
Для оценки прироста выручки за счет изменения цен целесообразно рассмотреть разность между числителем и знаменателем индекса:
∆ IЦ = ∑(Цiо* Qiо) - ∑(Цiб* Qiо).
Пример. Провести анализ изменения выручки предприятия, которое реализует продукцию трех видов (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Данные о продаже продукции
Наименование продукции | Объем продаж, тыс. ед. | Цена, тыс. руб. | ||
Базис | Отчет | Базис | Отчет | |
«А» | ||||
«В» | 4,5 | |||
«С» |
Решение:
1) определим выручку от продаж в базисный период:
Вб = ∑ (Qiб х Ц i б) = (250х3 + 300х4 + 400х6) = 4350тыс. руб.;
2) определим выручку от продаж в отчетный период:
Во = ∑(Q i б * Ц i б)= (300*3 + 350*4,5 + 450*7) = 5625 тыс. руб.;
3) определим изменение выручки от продажи продукции:
∆В = 5625 – 4350 = 1275 тыс. руб.;
4) оценим влияние изменения объема реализации в натуральных единицах на изменение выручки:
I Q = ∑(Цiб* Qiо) / ∑(Цiб* Qiб) = (300*3 + 350*4 + 450*6) / (250*3 + 300*4 + 400*6) = 5000 / 4350 = 1,149х100% = 14,9%.
Таким образом, за счет увеличения спроса на продукцию выручка от продаж в отчетном году увеличилась на 14,9 %, или на 650 тыс. руб.;
5) оценим влияние изменения цен на продукцию на прирост выручки:
JЦ = ∑(Цiо* Qiо) / ∑(Цiб* Qiо) = (300*3 + 350*4,5 + 450*7) /
/ (300*3 + 350*4 + 450*6) = 5625 / 5000 = 1,125.
За счет увеличения цен выручка увеличилась на 12,5 %, или на 625 тыс. руб.
Общее влияние факторов соответствует приросту выручки:
|
|
∆В= 650 + 625=1275 тыс. руб.