Индексные методы

Индексные методы широко применяются в решении задач факторного анализа. Он дает возможность разложит по факторам как абсолютное, так и относительное отклонение результативного показателя. Например, объем выручки организации (В) зависит от влияния следующих факторов: объема реализованной продукции (Q), цены реализации единицы продукции (Ц):

В = Qх Ц.

Выручка от реализации продукции является составным показателем, поэтому для изучения изменения общего объема выручки используется индекс выручки:

I = ∑( Ц х Qiо) / ∑( Ц х Qiб),

где I – индекс выручки;

Ц iо, Ц iб - цена единицы продукции i – го вида в отчетный и базисный

периоды, руб.;

Qiо, Qiб - объем реализованной продукции i – го вида в отчетный и

базисный периоды, ед.

Для оценки изменения товарооборота за счет изменения структуры и объема реализованной продукции, рассчитывают индекс выручки по физическому объему:

I Q = ∑( Ц х Qiо) / ∑( Ц х Qiб).

Для оценки прироста изменения выручки за счет изменения структуры, объема производства целесообразно рассмотреть разность между числителем и знаменателем индекса:

∆I Q = ∑( Ц х Qiо) - ∑( Ц х Qiб).

Для оценки изменения выручки за счет изменения цен реализованной продукции используется индекс цен (J Ц ):

IЦ = ∑( Ц х Qiо) / ∑( Ц х Qiо).

Для оценки прироста выручки за счет изменения цен целесообразно рассмотреть разность между числителем и знаменателем индекса:

∆ IЦ = ∑(Ц* Qiо) - ∑(Ц* Qiо).

Пример. Провести анализ изменения выручки предприятия, которое реализует продукцию трех видов (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Данные о продаже продукции

Наименование продукции Объем продаж, тыс. ед. Цена, тыс. руб.
Базис Отчет Базис Отчет
«А»        
«В»       4,5
«С»        

Решение:

1) определим выручку от продаж в базисный период:

Вб = ∑ (Qiб х Ц i б) = (250х3 + 300х4 + 400х6) = 4350тыс. руб.;

2) определим выручку от продаж в отчетный период:

Во = ∑(Q i б * Ц i б)= (300*3 + 350*4,5 + 450*7) = 5625 тыс. руб.;

3) определим изменение выручки от продажи продукции:

∆В = 5625 – 4350 = 1275 тыс. руб.;

4) оценим влияние изменения объема реализации в натуральных единицах на изменение выручки:

I Q = ∑(Цiб* Qiо) / ∑(Цiб* Qiб) = (300*3 + 350*4 + 450*6) / (250*3 + 300*4 + 400*6) = 5000 / 4350 = 1,149х100% = 14,9%.

Таким образом, за счет увеличения спроса на продукцию выручка от продаж в отчетном году увеличилась на 14,9 %, или на 650 тыс. руб.;

5) оценим влияние изменения цен на продукцию на прирост выручки:

JЦ = ∑(Цiо* Qiо) / ∑(Цiб* Qiо) = (300*3 + 350*4,5 + 450*7) /

/ (300*3 + 350*4 + 450*6) = 5625 / 5000 = 1,125.

За счет увеличения цен выручка увеличилась на 12,5 %, или на 625 тыс. руб.

Общее влияние факторов соответствует приросту выручки:

∆В= 650 + 625=1275 тыс. руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: