Учебные цели:
• представлять смысл экономического роста, уметь проиллюстрировать его на простейших моделях: реального ВВП, кривой производственных возможностей, совокупного спроса и совокупного предложения;
• различать показатели уровня и темпов экономического роста и уметь их вычислять;
• понимать, почему показатели уровня и темпа экономического роста на душу населения лучше, чем ВНП характеризуют экономическое благосостояние общества;
• различать экстенсивный и интенсивный типы экономического роста;
• знать основные факторы, определяющие экономический рост, и уметь классифицировать их в две группы: факторы предложения, факторы спроса и распределения;
• понимать экономический смысл и уметь вычислять важнейшие показатели результативности применения отдельных факторов производства;
• иметь представление о возможностях и инструментах государства в регулировании экономического роста;
• представлять, что такое экономический цикл, какие фазы проходит экономика в своем развитии,
|
|
• понимать, почему экономика развивается циклически;
• уметь характеризовать динамику макроэкономических показателей в течение цикла;
• понимать роль изменений инвестиционных расходов в циклическом развитии;
• знать проциклические, контрциклические, ациклические показатели экономического цикла,
• уметь классифицировать виды циклов по их продолжительности, понимать, что представляют собой длинные циклы и в чем они проявляются в ходе экономического роста.
Экономический рост и его показатели
Проблема экономического роста и его темпов является одной из важнейших макроэкономических проблем. Ее изучение позволяет:
• понять причины различий в уровне жизни и темпах экономического роста между различными странами в один и тот же период времени (межстрановые различия) и внутри страны в разные периоды времени (межвременные различия);
• выявить факторы экономического роста; определить условия сохранения высокого уровня жизни в странах, уже его достигших;
• разработать меры государственной политики по обеспечению и ускорению экономического роста.