Глава 3.1 Коммуникации В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ
Сущность и виды коммуникаций
Коммуникации - это обмен информацией между двумя и более людьми. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее». Передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию.
Описывая работу менеджера в разделе 1 данного пособия, мы ссылались на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации (рис.1.4.2).
Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации называют связующим процессом
Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями (межуровневые коммуникации).
Коммуникации между организацией и ее средой представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, комитеты, поставщики и т.п.
Межуровневые коммуникации – коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем и рабочей группой, неформальные коммуникации. В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали между подразделениями:
1) коммуникации по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие, когда подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д. Например, заместитель директора по производству может сообщать главному технологу (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, главный технолог должен проинформировать подчиненных ему начальников цехов об особенностях готовящихся изменений.
2) коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей - это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы, получившие название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
3)коммуникации между различными отделами (подразделениями) - организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специальные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений - важной составляющей удовлетворенности работников организации;
4)коммуникации руководитель - подчиненный - наиболее очевидный компонент коммуникации в организации. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с проявлением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения с целью мотивации;
5)коммуникации между руководителем и рабочей группой – позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене информацией участвуют все члены группы, каждый имеет возможность размышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе.
6) неформальные коммуникации. В разделе 1 настоящего пособия указывалось, что организации могут быть формальные и неформальные. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространенияслухов.
Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов в организации:
- предстоящие сокращения производственных рабочих;
- новые меры по наказаниям за опоздания;
- изменения в структуре организации;
- грядущие перемещения и повышения;
- подробное изложение спора руководителей на последнем совещании;
- кто кому назначает свидания после работы.