Психологические особенности креативной личности. Возрастные и гендерные закономерности развития творческих способностей.
Особенности творческой личности:
1. Расфокусированность внимания – креативная личность способна удерживать большое количество элементов в фокусе и на периферии внимания и комбинировать их.
Мендельсон, 1976 г.
НО: шизофреники не способны управлять множеством идей, которые к ним приходят; они пугаются этих своих идей.
(шизофреники имеют один и тот же ген)
2. Одновременное присутствие противоположных характеристик:
– экстра– и интроверсия одновременно;
– независимость и крайняя подверженность влиянию;
– игривость и крайняя дисциплинированность;
– ответственность и безответственность;
– гордость и скромность;
– нонконформизм и конформизм.
- Склонность к доминированию, к власти – но над информацией, не над людьми;
- Желание оставлять следы в др. людях.
- Большая физическая энергия + большая потребность (частая) в отдыхе.
- Расторможенность.
|
|
- Тревожность.
- Резкие перепады настроения.
- Любовь к удовольствиям.
- Смешанные гендерные роли.
- Повышенная чувствительность к гипнозу.
- Повышенное внимание к своему бессознательному.
Развитие творческих способностей.
Николс.
Монозиготы: r=0,6 (показатели креативного мышления). Дизиготы: r=0,5
Вклад наследственности очень мал.
Григоренко и Кочубей
Среда – решающую роль играют семейные отношения:
– гармоничность отношение между родителями и между родителями и детьми;
– творческая/нетворческая личность родителя как образца для подражания;
– общность интересов членов семьи;
– ожидание родителя по отношению к ребенку.
Берри.
Изучал биографии (список всех нобелевских лауреатов).
Родители ученых чаще всего занимались наукой, дети очень рано занимались этой деятельностью, это поощрялось, гармоничная обстановка в семье.
Но все наоборот в семье литераторов.
Преимущество для развития креативности имеет старший или единственный ребенок; отец намного старше матери; внимание родителей к способностям ребенка.