Чрезвычайные законы – рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия, например, законодательство о ЧС вступает в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения.
В чрезвычайных законах прописаны зоны бедствия, планирование подготовки к ЧС, правовое регулирование ЧС и др.
Примеры зон бедствия в РФ:
1. Радиационного – Чернобыльская, Челябинская (Кыштымская), Алтайская;
2. Экологического – Черные Земли в Калмыкии, Чапаевск, зона Каспия, Карабаш;
3. Социально-экономического – депрессивные районы Сибири и Крайнего Севера.
Особенности планирования подготовки к ЧС в РФ:
1. Разграничение полномочий, прав, обязанностей, функций органов государственного управления;
2. Отсутствие мер по подготовке в частных областях и экстремальных условиях;
3. Отсутствие мер стимулирования, обучения и повышения квалификации специальных кадров, обучение и информирование населения, создание финансовых и материально-технических резервов;
|
|
Правовое регулирование ЧС составляют в основном правовые акты по снижению риска ЧС и регулированию деятельности по предупреждению ЧС:
1. Общие (общесистемные) акты – формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере;
2. Частные федеральные законы и подзаконные акты: первый тип – относящиеся к рискам и безопасности конкретного вида, функциям и действиям соответствующих органов; второй тип – функционального характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов.
Примеры первого типа актов:
1. Базовые принципы, связанные с чрезвычайными ситуациями, в Конституции РФ: обеспечение защиты прав граждан, в том числе, снижение риска для жизни, здоровья и имущества; разграничение компетенций федеральных органов и органов субъектов РФ в области экологических и природно-техногенных рисков;
2. Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
3. Федеральные законы РФ: «О безопасности» (основные понятия, цели, принципы, система обеспечения безопасности), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
4. ФЗ, связанные со страхованием: «О страховании» (цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска); «О медицинском страховании граждан в РСФСР»; «О страховании военнослужащих»; «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.;
|
|
5. Постановления Правительства, дополняющие и конкретизирующие закон «О защите..»: 1995 г - №738 («О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»), №1113 («О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; 1996 г - №924 («О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), №1094 («О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Примеры второго типа актов:
1. Радиационный риск и безопасность: «Об атомной энергии», «О радиационной безопасности населения» риск и безопасность при эпидемиях и эпизоотиях: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; экологического риска и безопасности: «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
2. «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», «О милиции», «Об использовании атомной энергии».
Основные черты правовой базы по ЧС:
1. Диверсификация – около 40 ФЗ, свыше 100 указов, постановлений и распоряжений, свыше 1000 актов (законов и постановлений правительства) субъектов РФ, сотни НД министерств и ведомств;
2. Централизация – ФКЗ базируется на Конституции, ФЗ – на ФКЗ, акты субъектов РФ копируют ФЗ. Ввиду: 1) высокой централизацией управления в сфере ЧС, по сравнению с экономической и социальной сферой; 2) низкое законотворчество в субъектах;
3. Интеграция – систематизация разрозненных нормативных актов, позднее присоединение и слабое взаимодействие с положениями международного права (Международные договоры в области безопасности), отсутствие многих частных актов в разных субъектах;
4. Неустойчивость – отсутствие содержания некоторых базовых понятий в законах: риск ЧС (интегральный, частный и т.д., требования к снижению рисков), зона бедствия (статус, характер деятельности, границы и др.), планирование подготовки к ЧС;
5. Отсутствие практики развитых стран принятия федерального и регионального закона, которым устанавливается конкретный правовой режим аварийно-восстановительных работ, порядок выплат компенсации, источники финансирования и т.д.;
6. Компенсационная функция страхования, его своеобразная форма, отсутствие форм страхования, принятых в развитых странах (страхование риска причинения вреда, ответственности опасных объектов за возможные последствия аварии и катастроф).