Информационная асимметрия, возникающая после подписания контракта, связана со скрытыми действиями – т.е. действиями одной из сторон в эконом. взаимоотношениях, которые остаются вне поля зрения другой стороны. Данное явление получило название морального риска.
Проблема морального риска впервые стала предметом исследования в страховой отрасли, где застраховавшийся индивид может воздействовать на вероятность или значимость события, обуславливающего выплату страховки.
На страховом рынке выделяют следующие типы морального риска:
- недобросовестное поведение – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией;
- пренебрежение рисками – ситуация, когда застраховавшийся индивид перестает выполнять меры предосторожности, к-ые были для него обязательными до страхования;
- сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страхования.
Особую сферу проявления морального риска представляют контрактные отношения м/у сторонами, одна из к-ых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение – принципал (заказчик), сторона, выполняющая поручение – агент (исполнитель). При этом наблюдаются: несовпадение интересов принципала и агента; информационная асимметрия в пользу агента; несовершенство рынка агентских услуг. Проблема заключается в угрозе манипулирования принципалом со стороны агента.
Взаимоотношения нанимателя и нанятого. Кол-во усилий, прилагаемых наемными работниками, сложно контролировать, т.е. они часто отлынивают – используют рабочее время в собственных целях посредством имитации бурной деятельности. Кроме того, поведение работника отклоняется от цели максимизации выгоды нанимателя. На конкурентном рынке интересы менеджеров и собственником в значительной мере совпадают. В случае олигополии и монополии, когда относительно легко получать избыточные прибыли, интересы собственников и менеджеров расходятся. Решения этой проблемы: усилить прямой контроль за деятельностью работников, установить ставку з/платы выше, предусмотреть участие работников в разделе прибыли, организовать соревнования работников с выдачей вознаграждения, создать коалицию и поочередно выполнять функции принципала.