О любви

К СЕБЕ

Многие думающие о самоубийстве имеют неправильное искаженное отношение к себе. Многие откровенно ненави­дят себя. Другие полагают, что любят. Но какая это лю­бовь?

Чтобы принять эту жизнь, необходимо принять себя и... полюбить. Но полюбить себя нужно правильно. Не той эгоистичной «любовью», которая подвигает человека на саморазрушение. А той любовью, которая созидает, дела­ет человека лучше.

Эгоизм — это ненависть к себе

-- Что значит «любить себя»? У разных людей разные представления об этом.

— Любить себя — это значит любить в себе образ Бо­жий. Чем больше добродетели в человеке, тем больше он любит себя. Есть такая формула: «Царствие Божие вну­три вас есть». Царствие Божие — это любовь. Царствие Божие надо оберегать. Любовь к себе, любовь к Богу внутри себя надо приумножать. А для этого необходимо охранять свою душу, беречь ее от обидчивости, раздра­жительности и прочих негативных эмоций.

Антипод любви к себе — эгоизм. Эгоизм — это нена­висть к себе. Его отличие от любви в том, что эгоизм — все для себя. Человек руководствуется принципом «дай, дай. дай», «мне, мне, мне». Изредка, может дать что-нибудь кому-нибудь. Искоренить в себе эгоизм — большая задача.

— Почему эгоизм — это ненависть к себе? Ведь его фор­мула — все для себя?

~ Ненависть — потому, что не все, чего нам хочет­ся, оказывается для нас полезным. Чаше всего наобо­рот. Желания эгоизма разрушительны для личности. Они могут проявляться в различных формах: от простой тяги к наслаждениям любой ценой до полного противо­поставления себя окружающим людям. Вредоносность гедонизма чревата одиночеством и душевной пустотой. Человеческая природа устроена так, что в ней заложена потребность любить — отдавать себя другим. Если эта потребность не реализуется, то личность становится за­ложницей своих примитивных желаний и страстей.

По мере усиления эгоизма самооценка человека сни­мется, он начинает озлобляться и может впасть в отчаяние. В таком состоянии человек воспринимает себя крошечной точкой, оторванной от Бога и людей, полно­стью зацикливаясь на собственных ощущениях и пере­живаниях.

—Как, допустим, мне понять, что я эгоистичен? Что я должен проанализировать относительно себя, чтобы сде­лать такой вывод?

—Часто эгоист слушает только себя. Эгоист не заме­чает, сколько проблем он приносит ближним. Но если бы он был более открыт к миру и более внимателен к сво­ей душе, то обратил внимание на то, сколько неудобств причиняет он другим людям. Как же ему понять, что он эгоистичен? Прислушаться. Если рядом с человеком много недовольных его поведением, это может быть сиг­налом того, что он эгоист. Обидчивость — тоже признак эгоизма.

—Одной из самых распространенных проблем является плохое отношение к себе. Психологи называют это зани­женной самооценкой, неприятием себя. В чем причина та­кого плохого отношения к себе?

—Каждый человек тесно связан с теми, кто его окружает. Первые люди, с которыми сталкивается че­ловек, — это его близкие — мама, папа. Именно они в большой степени формируют сознание ребенка. В зави­симости от того, как они будут себя вести друг с другом, с маленьким человеком, будет формироваться его лич­ность. Важно все!

Например, ребенок может требовать — я хочу то, я хочу это. Если мама будет ему потакать, то в дальнейшем он будет от всех хотеть всего. Действия мамы будут пере­носиться им на других людей: «мама делала так, значит, все так будут делать». Но мама-то просто мирилась, да думала о последствиях, а потом тысячу раз будет раскаиваться. Но ребенок уже выпущен в жизнь. И впоследствии он будет всех использовать. А если ему не будут давать желаемое, он будет обижаться и озлобляться.

Вот как формируется неприятие себя, которое назы­вается в психологии «комплексом неполноценности» Нелюбовь к себе, комплекс неполноценности, неуверен­ность в себе — близкие между собой понятия. Чаще все­го, это проявляется в страхах, тревогах, упадке сил, не­желании что-то делать, онемении, неспособности быть активным, энергичным человеком.

—То есть все закладывается с детства? И во взрослом возрасте мало меняется?

—Да, все закладывается с детства. Во взрослом воз­расте личность сформирована, но нельзя говорить, что ничего нельзя изменить. Ведь творческая жилка, находя­щаяся в душе каждого человека думающего, постоянно подвигает к тому, чтобы идти вперед, развиваться. Этот механизм есть в каждом.

Если человек видит в себе те комплексы, которые ему мешают, если он пытается в этом разобраться, то его мо­жет пронзить искра Божия. Возникает потребность что-то изменить, потребность жить по-другому, нежелание мириться с этим состоянием, с которым ты уже, казалось бы, свыкся. И тогда в человеке происходит переворот.

Переворот — это переоценка ценностей, покаяние. Сначала это процесс осознания, сравнения того, что у тебя было, с тем, каким ты хочешь быть. Искра, которая тебя пронзила, — это встреча с Богом. Совесть начинает разговаривать с тобой громким голосом. И тогда ты на­чинаешь что-то предпринимать.

Древние философы говорили: «Познай себя, и ты по­знаешь мир». Как трудно узнавать себя! Ты и хочешь быть хорошим, очень хочешь, и в гоже время одно не так, другое не так. И начинаешь думать - а где же я настоящий? Я думал, что я красивый и хороший, а на самом деле вон какой я!

То есть, покаяние открывает двери в будущее. Первые шаги к покаянию - когда человек осознает свои поступ­ки и говорит: «Я грешен, я многое делал не так...»

- А какова связь греховности и низкой самооценки?

-- Низкая самооценка - следствие ток», что мы знаем себя только такими, какими пас сделал грех. Но мы не знаем себя лучшими, какими мы створены и какими снова можем стать.

—Является ли положительная самооценки показате­лем взрослости личности, или ее наличие не обязательно?

—Взрослость подразумевает не только взрослость физиологическую, но и взрослость духовную. Человек духовно взрослый тогда, когда он заботится не только о себе, но и о других, ощущая их потребности, открыт окружающим. Когда на него можно положимся, он по­может в трудную минуту, он дисциплинирован, сдержан в отношениях с людьми. Важно как он управляет своей жизнью, находится ли он на своем месте.

Взрослый человек уверен в себе, у него самооценка адекватная. Взрослый человек принимает себя таким, какой он есть. Он знает свои недостатки, но знает и свои достоинства. Он не тщеславится тем, какой он хороший. Он знает, что все, что он делает, он делает во славу Божию, ради людей, ради близких и ради себя по одной причине — ему хочется быть лучше, добрее, сильнее, спокойней. Это и есть составляющие самооценки.

Взрослый человек принимает как данность и хоро­шее, и плохое. Иоанн Златоуст говорил: «Благодари Бога за все хорошее, потому что оно с тобой останется и за все плохое, потому что оно когда-нибудь пройдет». То есть принятие жизни такой, какая она есть, со всеми ее плю­сами и минусами, радость от того, что ты живешь, что тебе сделан такой подарок, принятие людей, находящих­ся рядом, чуткость к ним, радость к ним. Это залог успеха взрослого человека.

Осуществить все это на практике, конечно, нелегко. Как писалось в советских учебниках, человек должен быть гармоничной личностью. В принципе, это очень хорошая формулировка. Гармония – это слаженность, цельность, унисон. Это когда ты любишь все, что с тобой рядом, это внутреннее ощущение благодати. Тогда ты не просто живешь, а летишь над землей. И в тоже время ты не оторван от земли. Ты и тут, и там.

—Как влияет социальное положение человека на само­оценку?

—Социальное положение может серьезно влиять на самооценку. Например, человек работает дворником, и у него из-за этого низкая самооценка, а человек, занимаю­щий высокий пост, нос задрал. Но все завит от того, как сам человек относится к своей социальной роли. Бывают люди, находящиеся на высоких постах, адекватно вос­принимающие это. У меня знакомая, работает замести­телем министра, верующий человек — она разумно от­носится к своему статусу, и она простой человек, потому что богата духовно. Потому что она понимает источник происхождения тех возможностей, которые у нее есть. Знакомы мне и люди, которые работают на очень про­стых работах, зарабатывают не много, но при этом любят себя и вполне заслуженно себя уважают.

Одна из интерпретаций понятия «любить себя» тако­ва: быть самим собой, принять себя, и соответственно «любить мир»: принять мир таким, какой он есть. А если мы свою жизнь подчиняем высокому смыслу, то должны себе определить место, на котором будем находиться и служить Богу. И когда вместо того, чтобы думать о том, как все вокруг плохо и насколько низкое место по срав­нению с другими мы занимаем, мы будем положительно мотивировать себя, то это тоже окажет влияние на са­мооценку. Человек, который недоволен всем, не может быть доволен собой.

Вообще любовь к себе начинается с простых вопросов: зачем я здесь, кто я и куда я иду — это вопросы смыс­ла жизни...

— Вы говорили, что у человека с нормально сформиро­вавшейся самооценкой есть осознание своих достоинств и недостатков. Но порой человек любит выпячивать свои достоинства, и это считается отрицательным ка­чеством.

—Если человек заносчив, это значит, что у него завы­шенная самооценка, а завышенная самооценка не означает — правильная. Адекватная, правильная самооценка не вызывает заносчивости, тщеславия. Человек понима­ет, что не совершенен, и стремится изживать в себе не­достатки.

—Должна ли любовь к себе как-то зависеть от оценки нас окружающими?

—Не должна. Само слово «зависеть» настораживает. И о слова «мнение», «оценка» тоже можно споткнуться. Неуверенность в себе порой связана с мнительностью, порожденной зависимостью от мнения окружающих. Доходит до абсурда: человек думает и о себе за другого человека. Диву даешься. Я говорю такому человеку: «От­куда вы знаете, что он именно так о вас думает? Он может думать и так, а может думать и по-другому».

То есть идет некое обобщение — человек думает, что все думают о нем плохо. Можно сказать, что та­ким образом человек программирует других и себя на враждебное отношение, сам загоняет себя в какие-то рамки, боится людей. Вплоть до социофобии — боязни людей.

—Мудрые люди говорят, что чем больше человек себя знает, тем больше видит в себе недостатков. В то же вре­мя, мудрецы не страдают от внутренних конфликтов. Как примиряется знание своих недостатков с любовью к себе.

—Мудрый человек находится как бы в точке настоящего. Понимает, что идеальное — это далеко, но каждый момент своей жизни, если ответственно к нему подойти, может приблизить его к идеалу.

Мудрый человек как в чистейшую воду смотрит, видя себя. Как в воде видит все камушки, галечки. Мудрый человек очень внимателен к проявлениям своей души, он их фильтрует, сортирует. Он окучива­ет, окультуривает свою душу, он все время занят обла­гораживанием, потому что хочет, чтобы его душа была прекрасна. Поэтому он будет защищать ее от того, что может эту красоту нарушить. Он не запускает свой сад, и потому, ему есть, за что любить себя. Но сколько за этим работы!

Да, я вижу свои недостатки. Да, с этим грузом жить нелегко, потому что он порождает внутренний конфликт. Но если человек понимает, для чего он находится на земле и как ограничен срок его бытия, он естественно озаботится и не пожалеет усилий для искоренения недо­статков. Ему захочется успеть стать счастливым, добрым, идеальным, совершенным.

Но это желание не должно доходить до перфекционизма, страха несоответствия абсолютному идеалу, что порождает внутреннее напряжение и тревогу, отнимая силы, необходимые для достижения поставленных це­лей. Эта тревога может распространяться и на окружа­ющих, переходя в нездоровую требовательность к ним. Перфекционизм — следствие гордыни.

Примириться с реальностью, это быть терпимым к Другим и терпимым к самому себе. Потому что, мы можем сделать только то, что мы можем сделать, что от меня за­висит. Бывает так. что наша невротическая потребность побуждает нас сделать все по максимуму, быть гиперот­ветственными. Но не следует браться за вещи, которые тебе пока не по плечу. Наше желание соответствовать вы­соким эталонам должно быть соотнесено с мерой наших возможностей.

Один из святых делился своим опытом, как не превоз­носиться, и в то же время чрезмерно не фиксироваться на своих недостатках. Он рассказывал, что в своей келье повесил на стену лист, разделенный пополам. В одной колонке были записаны все его хорошие поступки, а в другой все промахи. И как только его начинало заносить, он смотрел на колонку с ошибками. А как только обуревало недовольство, он смотрел в колонку с положитель­ными примерами. Своеобразная, но очень эффективная коррекция самооценки.

Выпячивание и демонстрация своих достоинств чаще всего происходит от ощущения недоверия к людям -страха быть непризнанным, недооцененным. Уверенно­му в себе человеку не нужно подтверждение извне соб­ственной полноценности, он в определенной мере само­достаточен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: