Известно, что эффективность деятельности организации во многом определяется уровнем управленческой работы, т.е. эффективностью деятельности аппарата управления, начиная от участка и цеха и заканчивая отраслью и экономикой в целом.
Понятие эффективность относительно менеджмента организации также предусматривает соответствующее соотношение затрат и результатов. Повысить эффективность управления - это с меньшими расходами получить большие и лучшие результаты. В ходе оценки эффективности управления нужно ответить на вопрос: что является результатом управления и какими являются затраты, связанные с его достижением?
Эффективность управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством работы в управленческой системе. Очевидно, что управление является эффективным именно поэтому и в той мере, в которой оно оказывает содействие осуществлению миссии организации.
На эффективность управления влияет ряд факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам.
|
|
По содержанию различают такие факторы:
Ø организационные - рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;
Ø экономические - включают систему материального поощрения и материальной ответственности;
Ø технические - характеризуются технической оснащенностью труда управленцев, степенью использования техники, технической культурой;
Ø физиологические - это, главным образом, санитарно-гигиенические условия труда;
Ø социально-психологические - охватывают межличностные отношения, авторитет руководителей, систему моральных мотиваций.
По форме влияния различают факторы:
- прямого влияния, которые оказывают непосредственное воздействие на эффективность управленческой работы. К их числу относят: организацию личного труда менеджеров, их квалификацию, правильность подбора и расстановки кадров в аппарате управления;
- косвенного влияния, которые осуществляют опосредованное воздействие на работу организации; т.е. это психологический климат в коллективе, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и т.п.
По продолжительности влияния выделяют факторы кратковременного действия и факторы продолжительного влияния, например, краткосрочное влияние могут иметь нарушения трудовой дисциплины. Вместе с тем большая часть факторов имеет продолжительное влияние, например, стиль управления, психологический климат в коллективе и т.п.
|
|
По степени формализации факторы, влияющие на эффективность управления, могут быть разделены на такие, которые могут быть выражены количественно, и на неизмеримые. Количественно измерить можно, например, уровень технического оснащения управленческого труда, интенсивность информационных потоков и пр. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не подвергаются количественному измерению и не могут быть формализованы.
Система показателей эффективности управления организацией основывается на сопоставлении полезных результатов деятельности организации с затратами на осуществление управленческой деятельности.
Затраты на управление состоят из таких расходов:
- на оплату труда (заработная плата, премии, доплаты и материальное поощрение всех категорий управленческого персонала - руководителей, специалистов, служащих);
- на технику управления (средства обработки и носители информации, оргтехника, другое техническое оснащение процессов управления);
- на организацию и обеспечение управления (научно-исследовательские работы, научная организация управленческого труда, обеспечение условий труда, подготовка и повышение квалификации менеджеров);
- накладных расходов (служебные командировки, почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские расходы, представительные расходы и т.п.).
Уровень этих расходов в динамике может служить показателем абсолютной эффективности управления. Однако о настоящей экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось, или затраты на управление увеличились, но еще в большей степени улучшилось качество управления.
Наиболее распространенным показателем эффективности управления (Еу) является отношение общего или конечного результата производства (Рк) к совокупным затратами на управление (Ву):
.
Этот показатель может приобретать разное содержание, в зависимости от того, какая величина выступает как общий результат деятельности организации - объем производства, объем реализации или сумма прибыли.
Другим широко употребимым показателем эффективности системы менеджмента является отношение общего результата деятельности к количеству работников аппарата управления (Чуп):
.
Другие количественные показатели эффективности системы менеджмента также могут дать представление о его влиянии на результативность деятельности организации, например,
соотношения темпов изменения общего результата хозяйствования и темпов изменения расходов на управление,
доля заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции (услуг) и темпы изменения этого показателя.
Экономию живого и овеществленного труда аппарата управления как критерий эффективности менеджмента характеризует:
доля управленческого персонала в общей численности промышленно-производственного персонала организации и темпы ее изменения;
сокращение продолжительности выполнения управленческих процедур,
уменьшение непроизводительных затрат времени работников аппарата управления и т.п.
Однако результативность и эффективность управления зависит от системности и слаженности действий работников служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и т.п. Учитывая это для оценивания эффективности деятельности работников аппарата управления используют ряд качественных показателей, которые характеризуют специфику управленческой работы. Основные среди них такие:
‒ уровень управляемости (Кк):
Кк = Ун / Уф,
где Ун – норма управляемости; Уф – фактическое количество подчиненных у руководителя;
|
|
‒ коэффициент рациональности структуры (Крс):
или ,
где Пф, Пн – количество подразделений в аппарате управления фактически и в соответствии с нормативами; Аф, Атс – количество работников аппарата управления фактически и согласно типовой структуре;
‒ степень централизации управленческих функций (Кц):
Кц = Рфв / Рф,
где Рфв – количество принятых решений при выполнении данной функции на высших уровнях управления; Рф – общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления;
‒ соотношение численности линейного и функционального персонала (Кс):
Кс = Алк / Афк,
где Алк – количество линейных руководителей; Афк – количество работников функциональных служб;
‒ степень формализации труда менеджеров (Кф):
Кф = Анд / Азу,
где Анд – количество работников, работа которых организована на основе нормативных документов; Азу – общее количество управленцев;
‒ коэффициент полноты охвата функций управления (Кофу):
Кофу = Кф / Кн,
где Кф, Кн – количество функций (работ), которые осуществляются в аппарате управления фактически и за установленными нормативами;
‒ коэффициент дублирования функций (Кд):
Кд = Крз / Крн,
где Крз – количество видов работ, закрепленных за несколькими подразделениями; Крн – количество видов работ согласно утвержденным нормативам;
– коэффициент глубины специализации управленческих работ (Кгс):
Кгс = Тпроф.р. / Тр,
где Тпроф.р – объем работ, профильных для данного подразделения; Тр – общее количество решений, принятых в подразделении;
– коэффициент надежности системы управления (Кнад):
Кнад = Кн / Кзаг,
где Кн – количество нереализованных решений; Кзаг – общее количество решений, принятых в подразделении.
Оценивая эффективность управления, не следует забывать, что его результативность в значительной мере зависит также от целого ряда неэкономических факторов: демократизации управления, рост инициативы, самоидентификации менеджеров с организацией и т.п.. Поэтому объективная и всесторонняя оценка эффективности управления возможная при системном использовании описанных и многих других количественных и качественных показателей.
|
|