Оценка эффективности управления организацией

Известно, что эффективность деятельности организации во многом определяется уровнем управленческой работы, т.е. эффективностью деятельности аппарата управления, начиная от участка и цеха и заканчивая отраслью и экономикой в целом.

Понятие эффективность относительно менеджмента организации также предусматривает соответствующее соотношение затрат и результатов. Повысить эффективность управления - это с меньшими расходами получить большие и лучшие результаты. В ходе оценки эффективности управления нужно ответить на вопрос: что является результатом управления и какими являются затраты, связанные с его достижением?

Эффективность управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством работы в управленческой системе. Очевидно, что управление является эффективным именно поэтому и в той мере, в которой оно оказывает содействие осуществлению миссии организации.

На эффективность управления влияет ряд факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам.

По содержанию различают такие факторы:

Ø организационные - рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

Ø экономические - включают систему материального поощрения и материальной ответственности;

Ø технические - характеризуются технической оснащенностью труда управленцев, степенью использования техники, технической культурой;

Ø физиологические - это, главным образом, санитарно-гигиенические условия труда;

Ø социально-психологические - охватывают межличностные отношения, авторитет руководителей, систему моральных мотиваций.

По форме влияния различают факторы:

- прямого влияния, которые оказывают непосредственное воздействие на эффективность управленческой работы. К их числу относят: организацию личного труда менеджеров, их квалификацию, правильность подбора и расстановки кадров в аппарате управления;

- косвенного влияния, которые осуществляют опосредованное воздействие на работу организации; т.е. это психологический климат в коллективе, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и т.п.

По продолжительности влияния выделяют факторы кратковременного действия и факторы продолжительного влияния, например, краткосрочное влияние могут иметь нарушения трудовой дисциплины. Вместе с тем большая часть факторов имеет продолжительное влияние, например, стиль управления, психологический климат в коллективе и т.п.

По степени формализации факторы, влияющие на эффективность управления, могут быть разделены на такие, которые могут быть выражены количественно, и на неизмеримые. Количественно измерить можно, например, уровень технического оснащения управленческого труда, интенсивность информационных потоков и пр. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не подвергаются количественному измерению и не могут быть формализованы.

Система показателей эффективности управления организацией основывается на сопоставлении полезных результатов деятельности организации с затратами на осуществление управленческой деятельности.

Затраты на управление состоят из таких расходов:

- на оплату труда (заработная плата, премии, доплаты и материальное поощрение всех категорий управленческого персонала - руководителей, специалистов, служащих);

- на технику управления (средства обработки и носители информации, оргтехника, другое техническое оснащение процессов управления);

- на организацию и обеспечение управления (научно-исследовательские работы, научная организация управленческого труда, обеспечение условий труда, подготовка и повышение квалификации менеджеров);

- накладных расходов (служебные командировки, почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские расходы, представительные расходы и т.п.).

Уровень этих расходов в динамике может служить показателем абсолютной эффективности управления. Однако о настоящей экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось, или затраты на управление увеличились, но еще в большей степени улучшилось качество управления.

Наиболее распространенным показателем эффективности управления (Еу) является отношение общего или конечного результата производства (Рк) к совокупным затратами на управление (Ву):

.

Этот показатель может приобретать разное содержание, в зависимости от того, какая величина выступает как общий результат деятельности организации - объем производства, объем реализации или сумма прибыли.

Другим широко употребимым показателем эффективности системы менеджмента является отношение общего результата деятельности к количеству работников аппарата управления (Чуп):

.

Другие количественные показатели эффективности системы менеджмента также могут дать представление о его влиянии на результативность деятельности организации, например,

соотношения темпов изменения общего результата хозяйствования и темпов изменения расходов на управление,

доля заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции (услуг) и темпы изменения этого показателя.

Экономию живого и овеществленного труда аппарата управления как критерий эффективности менеджмента характеризует:

доля управленческого персонала в общей численности промышленно-производственного персонала организации и темпы ее изменения;

сокращение продолжительности выполнения управленческих процедур,

уменьшение непроизводительных затрат времени работников аппарата управления и т.п.

Однако результативность и эффективность управления зависит от системности и слаженности действий работников служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и т.п. Учитывая это для оценивания эффективности деятельности работников аппарата управления используют ряд качественных показателей, которые характеризуют специфику управленческой работы. Основные среди них такие:

‒ уровень управляемостик):

Кк = Ун / Уф,

где Ун – норма управляемости; Уф – фактическое количество подчиненных у руководителя;

‒ коэффициент рациональности структуры (Крс):

или ,

где Пф, Пн – количество подразделений в аппарате управления фактически и в соответствии с нормативами; Аф, Атс – количество работников аппарата управления фактически и согласно типовой структуре;

‒ степень централизации управленческих функций (Кц):

Кц = Рфв / Рф,

где Рфв – количество принятых решений при выполнении данной функции на высших уровнях управления; Рф – общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления;

‒ соотношение численности линейного и функционального персоналас):

Кс = Алк / Афк,

где Алк – количество линейных руководителей; Афк – количество работников функциональных служб;

‒ степень формализации труда менеджеров (Кф):

Кф = Анд / Азу,

где Анд – количество работников, работа которых организована на основе нормативных документов; Азу – общее количество управленцев;

‒ коэффициент полноты охвата функций управления (Кофу):

Кофу = Кф / Кн,

где Кф, Кн – количество функций (работ), которые осуществляются в аппарате управления фактически и за установленными нормативами;

‒ коэффициент дублирования функций (Кд):

Кд = Крз / Крн,

где Крз – количество видов работ, закрепленных за несколькими подразделениями; Крн – количество видов работ согласно утвержденным нормативам;

– коэффициент глубины специализации управленческих работ (Кгс):

Кгс = Тпроф.р. / Тр,

где Тпроф.р – объем работ, профильных для данного подразделения; Тр – общее количество решений, принятых в подразделении;

– коэффициент надежности системы управления (Кнад):

Кнад = Кн / Кзаг,

где Кн – количество нереализованных решений; Кзаг – общее количество решений, принятых в подразделении.

Оценивая эффективность управления, не следует забывать, что его результативность в значительной мере зависит также от целого ряда неэкономических факторов: демократизации управления, рост инициативы, самоидентификации менеджеров с организацией и т.п.. Поэтому объективная и всесторонняя оценка эффективности управления возможная при системном использовании описанных и многих других количественных и качественных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: